Учебный процесс
Кафедра истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин создана приказом ректора с 29.08.2013 г. на базе кафедры истории Беларуси и кафедры археологии и этнологии в результате реорганизации факультета истории и социологии. На 01.06.2020 г. на кафедре работает 16 штатных преподавателей, в том числе 5 внутренних совместителей: 3 доктора исторических наук, 11 кандидатов исторических наук, 2 преподавателя без степени. Процент сотрудников кафедры с научными степенями – 87,5. Преподаватели с учеными степенями имеют научно-педагогические звания: профессор – 2, доцент – 9, что составляет 68,7 %. Кафедра укомплектована опытными педагогическими кадрами: 12 преподавателей имеют научно-педагогический стаж более 15 лет, средний возраст ППС кафедры составляет 51,8 лет.
Осуществлено открытие новой специальности - «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Однако в 2014 г. набор на эту специальность, а также на специальность «История (археология)» был прекращен. Возвращение набора на специальность «История (археология)» возобновилось в 2019 г. В связи с открытием новой специальности, переходом в течение пятилетнего срока на новые учебные программы первой и второй ступени образования на кафедре каждый год в среднем разрабатывается по 10-12 новых курсов и спецкурсов.
За последние пять лет проблем с набором и распределением студентов не было – плановые цифры набора были выполнены полностью, распределение студентов первой и второй ступени обучения составило 100 %. Такой результат достигнут активной профориентационной работе ППС кафедры и взаимодействию с базовыми организациями заказчиками кадров.
Все читаемые курсы обеспечены учебными программами и рабочими вариантами. Преподаватели кафедры в учебном процессе широко используют, презентации, тестовые задания и электронные обучающие средства (электронные учебники). В учебном процессе активно используется Образовательный портал ГрГУ, специальные компьютерные программы. При проведении практических занятий ППС кафедры стали более активно использовать метод открытого занятия. Самостоятельная работа студентов по дисциплинам кафедры организована через подготовку рефератов, тестовых заданий, конспектирование и собеседование по монографической литературе, обработку полевых материалов и подготовку отчетов, курсовых работ. Контроль текущей успеваемости проходит в соответствии с учебной программой через такие формы как тесты, контрольные работы, рефераты, эссе, индивидуальные задания. Все сотрудники кафедры прошли повышение научно-педагогической квалификации научно-педагогической квалификации через курсы РИВШ (г. Минск) и Института повышения квалификации и переподготовки кадров ГрГу по таким программам как «Школа педагогических инноваций», «Методика педагогических измерений. Организация тестирования», «Основы теории и методики педагогических измерений», «Кафедра в системе управления качеством образования», «Источниковедение истории Беларуси: новые находки и интерпретации», «Интерактивные и компьютерные технологии в обучении и воспитании», «Основы идеологии белорусского государства в условиях инновационной деятельности», «Активные методы обучения и воспитания в учреждении высшего образования», «Основы эвристического обучения в учреждении высшего образования».
С одаренными студентами работа организуется с первого курса. Им назначается научный руководитель, с которым они составляют план работы, и совместно со студентами старших курсов выполняют научные исследования, осваивают методики. В дальнейшем после определения направления научного исследования работа осуществляется в формате курсового и дипломного проектирования, участия в работе студенческого научно-исследовательского кружка «НиКа», участия в научных мероприятиях (конференциях, круглых столах, экспедициях, полевых школах, в выполнении заданий по Государственной программе научных исследований), подготовке публикаций в научных изданиях. В последующем для мотивированных одаренных студентов есть возможность продолжить свою научно-исследовательскую карьеру в магистратуре и аспирантуре факультета истории, коммуникации и туризма, НАН РБ и других ВУЗов.
Кафедра активно реализует практико-ориентируемое обучение – функционируют два филиала – в Государственном учреждении образования «Лицей № 1 г. Гродно» (заведующий – доцент Загидулин А.Н.) и в Государственном учреждении образования «Средняя школа № 39 г. Гродно» (заведующий – профессор Пивоварчик С.А.), ежегодно не менее 50 % дипломных работ выполняется по заявкам организаций, реализуются договора о сотрудничестве с СШ № 38 г. Гродно и Калинковичским районным отделом образования, заключены договора на проведение практик с учреждениями образования и культуры. В качестве преподавателей-практиков для проведения занятий со студентами специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» приглашались высококвалифицированные сотрудники учреждений культуры г. Гродно.
Для каждой дисциплины, преподаваемой на кафедре, разработаны учебно-методические материалы, которые размещены в электронном формате на Образовательном портале. В настоящее время на кафедре имеется два сертифицированных ЭУМК: по дисциплине «Историческое краеведение» для специальности 1-21 03 01-01 «История (отечественная, всеобщая)» (автор – доцент Иващенко Н.А.) и по дисциплине «Охрана историко-культурного наследия» для этой же специальности (авторы – профессор Пивоварчик С.А., доцент Иващенко Н.А.).
ППС кафедры изданы следующие учебники и учебные пособия с грифом МО Республики Беларусь:
1. Белозорович, В. А. Гісторыя Беларусі: другая палова ХVІ – канец ХVІІІ ст. 8 клас : рабочы сшытак : дапам. для вучняў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання. – 2-е выд. – Мінск: Аверсэв, 2014. – 125 с.;
2. Голубеў, В.Ф. Гісторыя Беларусі ад старажытнасці да канца XVIII ст. / В.Ф. Голубеў, І.Ф. Кітурка. – Санкт-Пецярбург: Неўскі прастор, 2014. – 170 с.;
3. Белазаровіч, В. А.Гісторыя Беларусі, другая палова ХVІ – канец ХVІІІ ст. 8 клас. Хрэстаматыя : дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання. – Мазыр : Белы Вецер, 2015. – 215 с.
4. Ярмусік, Э.С. Канфесійная гісторыя Беларусі. Вучэбны дапаможнік. Дапушчаны Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь у якасці вучэбнага дапаможніка для студэнтаў спецыяльнасці “Сацыялогія” і “Гісторыя” /Э.С.Ярмусік. – Мінск, РІВШ, 2016. – 200 с.
5. Белозорович, В. А. История Беларуси XVI – конец XVIII в. : план-конспект уроков : 8 класс / В. А. Белозорович. – Минск: Аверсэв, 2017. – 110 с.
6. Паноў, С. В. Гісторыя Беларусі, канец XVІІI — пачатак XХ ст. : вучэб. дапам. для 8-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / С. В. Паноў, С. В. Марозава, У. А. Сосна ; пад рэд. У. А. Сосны. — Мінск : Выд. цэнтр БДУ, 2018. — 159 с. : іл.
7. Панов, С. В. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в. : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Панов, С. В. Морозова, В. А. Сосно ; под ред. В. А. Сосно ; пер на рус. яз. О. Р. Ермакович, В. М. Иванова. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 159 с. : ил.
В 2020 г. вышел учебник по истории Беларуси для 10-го кл. под редакцией В.А. Белозоровича.
Кафедра является «пионером» в подготовке междисциплинарных проектов. В 2017 г. с участием трех студентов кафедры был подготовлен и защищен на оценку «10» проект «Музыка стагоддзяў». В 2018 г. подготовлен и защищен на оценку «10» проект «Каталіцкі некропаль горада Гродна». В 2019/2020 г. на кафедре выполнялись 2 междисциплинарных проекта: совместно с инженерно-строительным факультетом «Разработка 3 D модели молитвенной школы «Кляуз» в г. Гродно» и совместно с юридическим факультетом «Борисо-Глебская (Коложская) церковь XII в. в Гродно: проблемы изучения, сохранения и правовой охраны».