Студенческий медиацентр
Учебно-научно-производственное объединение «Студенческий медиацентр»
кафедры журналистики
факультета истории, коммуникации и туризма
С 2010 г. реализуется проект «Студенческий медиацентр как инструмент формирования информационной культуры и навыков проектной деятельности», занявший 1-е место в Республиканском конкурсе идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях в номинации «Информационное пространство высшего учебного заведения».
С 2015 г. «Студенческий медиацентр» получил статус учебно-научно-производственного объединения (с включением в его структуру радиостудии, телестудии (монтажной и съемочного павильона), звукозаписывающей студии, кабинета периодической печати и фотожурналистики, площадки для диалога и дискуссий).
В структуру медиацентра входят:
1) учебная радиостудия;
2) учебная телестудия;
3) учебно-методический кабинет периодической печати и фотожурналистики
Цель – формирование информационного пространства университета через эффективное включение студенческой молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность на основе совершенствования информационной культуры и навыков проектной деятельности.
Одним из важнейших факторов создания медиацентра послужило то, что сегодня молодёжь существенно изменила свои медиапредпочтения и теперь самостоятельно формирует собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе – блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, социальные сети, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио- и видеотворчество, мобильные коммуникации и многое другое. В ГрГУ им. Янки Купалы поддерживаются коммуникативные интересы студентов и предоставляются возможности реализации своего потенциала.
В основе работы медиацентра лежит принцип проектной деятельности, технологии которой учат студентов тому, как не только выступить с интересной инициативой, но ещё и уметь её воплотить в конкретном результате. Студенты-участники медиацентра, в начале каждого учебного года планируют реализацию медийных проектов разных форматов, распределяют работу по их реализации, определяют зоны ответственности полномочий каждой инициативной группы. В результате такое самоуправление позволяет студентам осваивать важные для будущего специалиста-выпускника учреждения высшего образования инструменты планирования, прогнозирования, конструирования и моделирования как составляющих инновационной (проектной) деятельности.
Творческую инициативу студентов стимулирует предоставляемая возможность вторичной трудовой занятости в медиацентре на 0,25 или 0,5 ставки на период выполнения проектов.
УНПО оказывает услуги на коммерческой основе: фото- и видеосъёмка торжественных мероприятий в организациях, персональные фотосъёмки и т. д., что является дополнительной необразовательной услугой и позволяет студенческому медиацентру иметь возможность не только покрывать расходы на содержание оборудования, но и иметь прибыль для дальнейшей реализации проектов.
При взаимодействии с университетским Центром по связям с общественностью трансляция телепрограмм, прежде всего новостных, ведётся во всех корпусах университета. Творческие работы студентов представлены на сайте ГрГУ, на канале медиацентра видеохостинга YouTube, в аккаунтах популярных социальных сетей, а также уже на протяжении пяти лет в эфире городского телерадиовещательного канала «Гродно Плюс», а также кабельного городского телевидения «Наш город», и в выпусках районных телестудий (например, в Волковыске).
Студенческий медиацентр дает преимущество университету, выполняя работы по заявкам факультетов и других структурных подразделений. Особую ценность для дальнейшего позиционирования университета имеют видеозаписи лекций, семинаров, мастер-классов профессорско-преподавательского состава университета и приглашенных преподавателей университета и приглашенных лекторов. Этот видеоархив является основой для университетского образовательного телевидения.
Творческие работы студентов, выполненные на базе Студенческого медиацентра, неоднократно побеждали на международных, республиканских, межвузовских конкурсах и фестивалях, в том числе: Республиканском фестивале «Киногрань» (Минск), Международной олимпиаде по связям с общественностью на иностранных языках «PRInterVoice» (Санкт-Петербург), Международном молодежном конкурсе «Национальные идеи стран СНГ» (Москва), Международном фестивале видеопроектов «StudentVideoOpen» (Санкт-Петербург), Республиканском конкурсе «Видеорадиус-БНТУ» (Минск), Республиканском конкурсе современного цифрового творчества студентов «Арт-портал» (Минск), Международном конкурсе «Массмедиа перспектива» (СПбГУ), Международном молодёжном фестивале видеофильмов «Славянская юность: мечты и надежды» (Московский дом национальностей) и многих других.
Студенческий медиацентр развивается как структура, позволяющая студентам выступать с инициативами и реализовать их благодаря поддержке студенческого коллектива и помощи преподавателей-кураторов; более эффективно развивать необходимую личностную и профессиональную компетенции (при разработке собственных проектов студент убеждается в необходимости ответственности, пунктуальности, сталкивается с необходимостью решения этических и юридических нюансов, которые до этого были для него только теорией); находить свой творческий почерк, развивать индивидуальность, обретать узнаваемость.
Благодаря реализации проекта удалось актуализировать и закрепить устойчивый интерес студентов к значимым и актуальным вопросам жизнедеятельности страны, области, университета, общественных молодёжных организаций, объединений по интересам. Например, участники студенческого медиацентра создают много социальных видео- и аудиороликов социальной тематики, ежегодно участвуют в областном конкурсе «Лучший пропагандист органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Гродненской области», областном социальном проекте «Марафон здоровья поколений», массовом физкультурно-оздоровительном мероприятии «Неделя фитнеса», участвуют в информационном сопровождении Открытого кубка города Гродно по спортивному ориентированию, Фестиваля национальных культур и многих других.
В течение 5 лет студенческий медиацентр проводит открытый молодёжный фестиваль видеопроектов «Медиасфера», в котором ежегодно участвует более 100 представителей учреждений высшего, среднего, среднего специального, дополнительного образования Гродненской и Брестской областей. Особенно важным нам представляется участие в этом конкурсе школьников, реализующих творческие проекты в своих школьных пресс-центрах, а затем на фестивале получающих возможность услышать мнения и советы экспертов-профессионалов и студентов, а также поучаствовать в различных мастер-классах.
Таким образом, медиацентр, как проект студенческого самоуправления, способствует повышению социальной активности студенческой молодёжи, развитию её самостоятельности и поисковой деятельности, связанной с миром массовых коммуникаций; формированию информационной культуры студенческой молодёжи; воспитанию у студентов медиаграмотности, привитию медиавкуса, развитию медиакомпетентности, освоению и внедрению технологий социального партнёрства, выявлению новых форм работы студенческих СМИ, формированию системы взаимодействия студенческих СМИ со СМИ города.
Модель студенческого медиацентра может быть использована в качестве инновационной в учреждениях высшего, среднего специального и среднего образования. Весь проект или его отдельные элементы могут стать основой для развития программ медиаобразования в средних и высших учебных заведениях с целью воспитания медиаграмотного человека. Опыт работы студенческого медиацентра может служить одним из ресурсов для создания и успешного функционирования республиканского межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ», что позволит студенческому самоуправлению как социальному явлению выйти на новый уровень.
Студенческий медиацентр взаимодействует со СМИ и дает им ряд преимуществ. Медиацентр предоставляет редакциям СМИ готовый журналистский продукт, подготовленный студентами в рамках учебных дисциплин.
Формированию и развитию профессионально значимых компетенций будущих журналистов способствует «непрерывное» включение в творческий процесс и выполнение фото-, видеосъемок всех важнейших мероприятий, которые проводятся не только в университете, но и в городе. Например, в июне более 15 студентов включаются в состав городской информационной группы по сопровождению Фестиваля национальных культур и обеспечивают непрерывное прямое вещание для канала «Гродно ПЛЮС». Ежегодно также обеспечивается информационное сопровождение культурных и спортивных мероприятий международного и республиканского уровня.
Для эфира Телерадиокомпании “Гродно” на канале «Беларусь-4» студенты осуществляют подготовку молодежного скетчкома «STUДЕНЬ» и диалог-шоу «Фрукт».
УНПО «Студенческий медиацентр» первым в стране создал передачу в формате скетчкома. «STUДЕНЬ» рассказывает в 20-минутных сериях о жизни купаловцев в небольших юмористических зарисовках (до 5 в каждой серии). Актеры и съемочная группа – студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели университета. Первые выпуски сериала вышли в эфир на областном ТВ в сентябре 2015г.
По заданию ТРВК «Гродно Плюс» студенты на базе медиацентра готовят молодежную программу #CREATIVE.
Успешный опыт работы студенческого медиацентра подтверждается различными дипломами.
«Студенческий медиацентр» является одним из инструментов взаимодействия между кафедрой журналистики и редакциями СМИ. С одной стороны, журналисты-практики делятся своим профессиональным опытом со студентами. Например, журналисты гродненских СМИ (Редакции газеты «Гродзенская праўда», ТРК «Гродно», ТРВК «Гродно плюс») проводят на базе «Студенческого медиацентра» учебные занятия, а студенты имеют возможность организации самостоятельной работы по изучению технологий современного производства на основе эффективного использования помещений и оборудования.
Журналисты областных СМИ в составе жюри принимают участие в конкурсах и фестивалях, которые проводит кафедра журналистики при участии «Студенческого медиацентра». А студенты приобщаются к разработке и реализации конкурсных творческих медиапроектов под руководством журналистов практиков
Университет в рамках деятельности Инновационного медийного кластера организует творческие встречи с журналистами и семинары с главными редакторами СМИ. И «Студенческий медиацентр» оказывает информационную поддержку, принимает активное участие в освещении мероприятий. Студенты в ходе этой работы получают возможность формировать компетенции профессионально-творческой и организационно-управленческой деятельности.
Основными целями деятельности Объединения являются:
- Повышение качества образования в области журналистики, рекламы, связей с общественностью на основе реализации практико-ориентированного подхода, разработки и реализации творческих медиапроектов, оказания профессионально ориентированных услуг, изучения и учета тенденций и приоритетов развития медиаотрасли.
- Содействие интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов путем выполнения прикладных научных исследований, инновационных разработок и проектов в области массовой коммуникации, информационно-коммуникационных технологий, медиаиндустрии и медиаобразования и активного привлечения к проведению этих исследований профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов, магистрантов и студентов Университета.
- Обеспечение условий для внедрения результатов образовательной, проектной и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников, аспирантов, магистрантов и студентов Университета путем разработки и производства медиапродукта творческих медиапроектов, информационного продукта (телевизионных проектов, радиопередач, видеоматериалов, мультимедийных материалов, фотоматериалов, печатной продукции и других) на основе создания временных творческих коллективов.
Основными задачами Объединения являются:
- Обеспечение учебных занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплинам, включающим изучение техники и технологии современного медиапроизводства, на основе эффективного использования помещений и оборудования Объединения.
- Приобщение талантливых студентов, магистрантов и аспирантов к разработке и производству медиапродукта, к разработке и реализации творческих медиапроектов, к проведению прикладных научных исследований по тематике Объединения.
- Формирование компетенций студентов и магистрантов в сфере профессионально-творческой, проектно-творческой, организационно-управленческой, аналитической деятельности.
- Содействие повышению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, росту квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников Университета.
- Создание единой методологической, общетеоретической и практической научной базы для изучения современных масс-медиа, а также для обмена научным опытом и поддержания межгосударственных научных связей.
- Разработка и производство медиапродукта и его реализация юридическим и физическим лицам на договорной основе.
- Оказание услуг в сфере фото-, видео-, аудиопроизводства, печатной продукции и интегрированных маркетинговых коммуникаций юридическим и физическим лицам на договорной основе.
- Взаимодействие с Центром по связям с общественностью, иными структурными подразделениями Университета по вопросам разработки и производства информационных, образовательных, имиджевых проектов с целью формирования единого информационного пространства Университета.
- Взаимодействие с телерадиокомпаниями, редакциями СМИ, другими юридическими и физическими лицами, общественными организациями по вопросам производства и размещения в эфире медиапродукта, подготовленного в рамках деятельности Объединения.
Объединение выполняет следующие функции:
- Организация и проведение лабораторных и практических занятий, учебно-ознакомительной и производственной практики студентов и магистрантов специальностей «Журналистика» и «Информация и коммуникация».
- Выполнение прикладных научных исследований, инновационных разработок и проектов по тематике Центра, в том числе по программам Министерства образования РБ, НАНБ и другим научным программам РБ, региональным научным программам, международным научным программам, на основе хозяйственных договоров и контрактов.
- маркетинговых исследований с целью изучения рынка информационных и рекламных продуктов и услуг.
- Оказание научно-методических, консультационных, экспертных, образовательных, производственных и иных видов услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с задачами функционирования Объединения.
- Апробация и внедрение результатов научных исследований в практику деятельности предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности.
- Проведение научно-практических, образовательных, технических семинаров по соответствующим профильным направлениям (масс-медиа, информационно-коммуникационные технологии, журналистика, реклама, связи с общественностью) в соответствии с основными направлениями и задачами функционирования Объединения.
- Оказание содействия в выполнении и внедрении студенческих творческих проектов, созданных в рамках курсового и дипломного проектирования.
- Подготовка творческих медиапроектов и творческих авторских работ профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов для участия в конкурсах, фестивалях, выставках.
- Подготовка научных, научно-популярных, информационных публикаций о результатах деятельности Объединения и их размещение в периодических изданиях и на тематических интернет-ресурсах, участие с соответствующими докладами в конференциях и семинарах в соответствии с направлениями деятельности Объединения.
- Налаживание взаимодействия между Университетом и редакциями СМИ, упрочение взаимодействия, а также осуществление совместно с ними образовательной, научно-исследовательской, производственной деятельности.
- Формирование собственной эмпирической научной источниковой базы посредством системной, сетевой, мониторинговой деятельности.
- Проведение научных круглых столов, научных семинаров и конференций.
УЧЕБНАЯ ТЕЛЕСТУДИЯ
Учебная телестудия представляет собой специализированную аудиторию, предназначенную для совместной деятельности преподавателей и студентов, магистрантов, аспирантов по изучению дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
Основными функциями Учебной телестудии являются:
- Обеспечение проведения лабораторных и практических занятий в процессе реализации образовательных программ:
направления специальности 1-23 01 02 02 «Журналистика» (аудиовизуальная);
специализации 1-23 01 08 02-01 «Тележурналистика»;
специальности 1-23 01 07 «Информация и коммуникация».
- Ведение работы с видео- и аудиоархивом учебной телестудии, комплектование электронного архива учебных фильмов и творческих работ студентов, поддержание его в надлежащем состоянии (на CD носителях и в электронном виде).
- Выполнение миссии, видения, политики, требований стандартов системы менеджмента университета.
- Участие в организации научно-исследовательской работы обучающихся университета (дипломное и курсовое проектирование).
- Участие в разработке современных технологий обучения.
- Участие в подготовке учебников, учебных пособий, монографий, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом кафедры.
УЧЕБНАЯ РАДИОСТУДИЯ
Основная задача учебной радиостудии – оказание помощи профессорско-преподавательскому составу в организации и осуществлении учебной работы на кафедре, обучающимся в их самостоятельной учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе (дипломное и курсовое проектирование).
Учебная радиостудия выполняет следующие функции:
- Обеспечение проведения лабораторных и практических занятий в процессе реализации образовательных программ:
направления специальности 1-23 01 02 02 «Журналистика» (аудиовизуальная);
специализации 1-23 01 08 02-02 «Радиожурналистика»;
специальности 1-23 01 07 «Информация и коммуникация».
- Выполнение миссии, видения, политики, требований стандартов системы менеджмента университета в пределах установленных настоящим Положением полномочий.
- Участие в организации научно-исследовательской работы обучающихся университета (дипломное и курсовое проектирование).
- Участие в разработке современных технологий обучения.
- Участие в подготовке учебников, учебных пособий, монографий, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом кафедры.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕРИДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ
Основные задачи учебно-методического кабинета периодической печати и фотожурналистики:
- Оказание организационно-методической помощи профессорско-преподавательскому составу в его учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, а также обучающимся в их самостоятельной учебной, творческой, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.
- Организационно-методическое и информационное обеспечение подготовки и проведения лицензирования, государственной аккредитации университета и отдельных образовательных программ.
- Оказание методической помощи по прикладным исследованиям студентам, магистрантам, соискателям, аспирантам и профессорско-преподавательскому составу кафедры, факультета.
- Создание фонда учебной и методической литературы по специальностям «Журналистика», «Информация и коммуникация». Формирование фонда учебно–методических комплексов по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.
- Участие в формировании методического наполнения образовательных программ высшего профессионального образования факультета и учебных курсов кафедры, факультета, а также университета в целом.
- Обеспечение учебно-методической, научной и справочной литературой, периодическими изданиями, наглядными пособиями для индивидуальной работы студентов, магистрантов в Учебно-методическом кабинете периодической печати и фотожурналистики на практических занятиях и во время практики.
- Формирование тематического фонда контрольных работ, рефератов, домашних заданий, курсовых работ, курсовых, творческих проектов и выпускных квалификационных работ.
- Формирование фондов учебной, научной, справочной литературы, лекций, методических и наглядных пособий, раздаточного материала, видео- и фонозаписей.
- Ведение библиографии учебных и учебно-методических материалов, монографических изданий по профилю Учебно-методического кабинета периодической печати и фотожурналистики, а также тематической картотеки дидактических материалов по направлениям учебных и научных исследований кафедры.
Учебно-методический кабинет периодической печати и фотожурналистики выполняет следующие функции:
- Организует работу по созданию методического обеспечения учебного процесса на факультете.
- Участвует в организации творческой, научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, аспирантов университета.
- Осуществляет методическое сопровождение прикладных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом кафедры, факультета.
- Аккумулирует инновационные методики обучения, участвует в разработке современных технологий обучения.
- Формирует и проводит мониторинг тематического фонда контрольных работ, рефератов, домашних заданий, курсовых работ, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.
- В соответствии с ежегодным планом учебно-методической работы участвует в подготовке учебников, учебных пособий, монографий, разрабатываемых профессорско-преподавательским составом кафедры, факультета.
- Оказывает консультационную помощь студентам по методическому сопровождению всех письменных форм контроля.
- Оказывает помощь профессорско-преподавательскому составу кафедры, факультета в методической подготовке к проведению занятий и консультаций, самостоятельной работы студентов, магистрантов, аспирантов (в подборе литературы, тиражировании раздаточных материалов, подготовке презентаций).
- Организует и проводит методические совещания, семинары и конференции, другие мероприятия, реализующие основные задачи функционирования Учебно-методического кабинета периодической печати и фотожурналистики.
- Организует тематические (научно-методические) выставки, в том числе совместно с научной библиотекой университета.
- Участвует в подготовке методических материалов к конференциям, семинарам, симпозиумам, общеуниверситетским факультативам и другим мероприятиям, проводимым кафедрой, факультетом.
- Работает в режиме читального зала по удобному для студентов, магистрантов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава графику, утвержденному ректором или иным уполномоченным лицом.
Павлова Анастасия Андреевна,
начальник УНПО "Студенческий медиацентр"
ГрГУ им.Я. Купалы
рабочий номер: +375 152 731988
г. Гродно, Ожешко, 22, каб 324.
электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.