Научная деятельность
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ, АРХЕОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Специфика образовательного профиля кафедры подготовка специалистов в различных отраслях деятельности, как для высшей школы, так и для средних специальных, средних учебных заведений, музейных учреждений. Проводимые научные исследования носят междисциплинарный характер и основываются на разработке новых подходов в изучении конфессиональной и экономической истории, общественно-политических партий и движений, вспомогательных исторических дисциплин. Для повышения уровня учебной и научно-методической работы в университете, повышения качества получаемых студентами знаний и в соответствии с целями и стратегией развития университета осуществляется сотрудничество со средними школами, гимназиями и лицеями по методике обучения истории (практико-ориентированный подход).
Среди приоритетных направлений в деятельности кафедры – укрепление международного авторитета, расширение проблематики проводимых научных исследований, поиск зарубежных партнёров в подготовке и проведении совместных научных исследований.
Кафедра обеспечена кадровым потенциалом для решения поставленных перед нею задач. В отчётном году на кафедре работали три доктора исторических наук, девять кандидатов наук, два профессора, восемь доцентов, 2 старших преподавателя.
Решением Президиума ВАК Республики Беларусь Пивоварчику С.А, присвоено звание профессор по специальности “История”, Белозоровичу В.А. степень доктора исторических наук. Доцент Загидулин А.Н. продолжает обучение в докторантуре.
Одной из достаточно удачных форм организации научно-исследовательской работы студентов следует считать действующий при кафедре студенческий научно-исследовательский историко-краеведческий кружок «НiКа», который объединяет заинтересованных научными исследованиями на краеведческую тематику студентов кафедры. Научным руководителем кружка является кандидат исторических наук Горный А.С. Студенты имеют возможность участвовать в исследовании современных направлений в исторической науке, взаимных контактов (знакомств) с видными представителями белорусской и российской науки (презентации, лекции, беседы). Важным элементов становится участие в экскурсионных, научно-образовательных походах по историческим местам.
Студенты – члены археологического кружка (научным руководителем кружка является Горшков А.) принимают участие в проведении археологических раскопок на территории Гродненского региона. Студенты и магистранты принимают активное участие в конференциях, проводимых в других учебных и научных учреждениях Беларуси и за границей, ежегодно члены кружка составляют отдельную секцию на факультетской конференции, иных студенческих научно-организационных мероприятий, где выступают с результатами своих творческих проектов в форме рефератов и докладов.
На кафедре уже второй год действует Студенческая научно-исследовательская лаборатория по изучению проблем Великой Отечественной войны (научный руководитель Ярмусик Э.С.).
Кафедрой в 2023 году завершено выполнение НИОКР:
1. НИОКР «Инвентаризация 35 объектов историко-культурной ценности «Фортификационные сооружения Гродненской крепости», шифр 412Д000677», выполненной по договору от 20 июля 2023 № 03-20.1-106/23 с ГУ «Гродненский районный межотраслевой центр для обеспечения деятельности бюджетных организаций и государственных органов» (научный руководитель: д-р. ист. наук, доц. Пивоварчик С.А.);
2. НИР А56-21 «Великая Отечественная война как конструкт формирования исторической памяти в современных социальных реалиях» подпрограммы «История» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель: д-р. ист. наук, проф. Ярмусик Э.С.);
3. НИР А72-21 «Вялікае княства Літоўскае ў гістарычнай памяці сучаснага беларускага грамадства» подпрограммы «История» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель до 01.07.2023 г.: канд. ист .наук, доц. Обухова Е.Н.)
В 2023 г. Выполнялись НИОКР:
1. НИР А51-21 «Эволюция системы военного управления на территории Беларуси в 1795-1991 гг.» подпрограммы «История» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель – д-р. ист. наук, доц. Пивоварчик С.А.);
2. НИР А52-21 «Канфесійны фактар у сацыякультурным развіцці і паўсядзенным жыцці Беларусі (канец Х – пачатак ХХІ ст.) у святле найноўшых тэарэтыка-метадалагічных падыходаў», подпрограммы «История» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель – д-р. ист. наук, проф. Морозова С.В.);
3. НИР А53-21 «Транспорт, коммуникации, коммунальная и социальная сфера Западной Беларуси в 1921-1939 гг.» подпрограммы «История» ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 гг. (научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Гецевич А.К.);
4. НИР Г23ИП-036 «Общественно-политическое развитие Западной Беларуси в составе Польши (1921-1939 гг.) в зарубежной историографии», выполняемой по гранту БРФФИ (научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Загидулин А.Н.)
5. НИОК(Т)Р «Методическое и научное обеспечение преподавания истории Беларуси, археологии и методики преподавания истории в учебных заведениях», выполняемой в рамках второй половины дня (научный руководитель – д-р ист. наук, доц. Пивоварчик С.А.).
По заданию НИР А51-21 «Эволюция системы военного управления на территории Беларуси в 1795-1991 гг.» установлено, что создание в 1862-1864 гг. военно-окружной системы существенно изменило всю организацию военного управления, устройства армии, ее мобилизационных возможностей, подготовки и обеспечения войск. Военное министерство освободилось от мелочных забот, касающихся опеки всех воинских формирований, став в действительности центральным органом военного управления. Реформирование российской армии и становление военно-окружной системы осуществлялись в неблагоприятных условиях: хронический бюджетный дефицит, слабость военной промышленности и неразвитость путей сообщения, дисбаланс в распределении экономического потенциала государства между территориями огромной империи, сопротивление проведению реформ со стороны традиционно сильных консервативных кругов общества. До 1914 г. существовавшая в России военно-окружная система была испытана в ходе нескольких локальных войн – и на западной, и на восточной границах империи. Каждое такое испытание влекло за собой дальнейшее совершенствование этой системы. В целом, система военного управления находилась в кризисном состоянии, а все преобразования в системе местного военного управления носили скорее технический характер и были мало эффективны, что негативным образом сказалось в Первой мировой войне.
Фактологический материал представляет практический интерес для Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь в рамках совершенствования системы территориальной обороны страны. Результаты НИР используются в учебном процессе при подготовке учебных курсов для студентов и курсантов высших учебных заведений (Военная история Беларуси, Актуальные проблемы изучения мировых войн в Беларуси, подготовлен и сертифицирован электронный учебно-методический комплекс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», а также 3 учебных пособия для курсантов специальности «Тыловое обеспечение войск»). По договору на выполнение НИОКР с Гродненским районным исполнительным комитетом выполнена научно-исследовательская работа «Инвентаризация 35 объектов историко-культурной ценности «Фортификационные сооружения Гродненской крепости», шифр 412Д000677».
По заданию НИР А52-21 «Канфесійны фактар у сацыякультурным развіцці і паўсядзенным жыцці Беларусі (канец Х – пачатак ХХІ ст.) у святле найноўшых тэарэтыка-метадалагічных падыходаў» установлена научная картина конфессиональной истории Беларуси ХІХ в. введением в ее контекст достижений новейшей отечественной и зарубежной историографии. Исследованы обстоятельства, ход, итоги и последствия качественного изменения религиозного, культурного, образовательного ландшафта Беларуси в XIX веке, а также дана характеристика участия Униатской церкви в культуро-образующих процессах и вклад в развитие образования, книжной культуры, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театрального искусства, декоративно-прикладного искусства Беларуси. Определены особенности создания Литовской духовной семинарии, раскрыты причины неосуществления проекта образования православной духовной академии.
Прослежена история Белорусской провинции ордена иезуитов в 1772–1820 г. и раскрыты обстоятельства создания Полоцкой иезуитской академии, роль в этом Виленского университета. Установлены причины закрытия академии и изгнания иезуитов. Проанализирована проблема, насколько иезуитская образовательная модель вписывалась в трансформацию системы образования Российской империи, которую осуществлял Александр I при участии А. Чарторийского, М. Сперанского, А. Аракчеева.
Выявлены отличительные черты церковно-религиозной жизни Слуцка в XIX в. Проанализированы религиозный состав населения, состояние духовных учебных заведений, процесс строительства новых храмов и модернизации существующих культовых сооружений.
Фактологический материал представляет интерес для культовых институтов: Белорусской Православной Церкви, Греко-Католической Церкви, Римско-Католической Церкви. В ГрГУ им. Я.Купалы была организована просветительская выставка «Утраченные храмы Гродненской епархии». Состоялись презентация монографии «Культурное наследие Униатской церкви Беларуси (1596–1839)» (в греко-католических общинах Баранович и Гродно) и брошюры В.Е. Лявшука «Стефан Баторий и езуиты в Гродно». Полученные научные результаты используются в учебном процессе в ГрГУ им. Я. Купалы (преподавание учебных дисциплин «История Беларуси», «Художественное наследие Беларуси», спецкурса «Конфессиональная история Беларуси»). Коллективом опубликованы 8 работ, из них 1 монография, 2 другие книжные издания, 4 статьи (1 за рубежом), 1 тезисы. Приняли участие в 9 научных конференциях, в том числе в 4 за рубежом (Турция).
По заданию НИР А53-21 «Транспорт, коммуникации, коммунальная и социальная сфера Западной Беларуси в 1921-1939 гг.» был проведен анализ периодической печати западнобелорусского региона. Региональная периодическая печать в межвоенный период была представлена в массе своей изданиями, публиковавшимися в Вильно и Львове, а местные издания были своеобразными колобарациями, которые на 70-80 % перепечатывали центральные издания и включали небольшой региональный блок. Суммарное количество изданий в регионе насчитывалось, в различные периоды, в пределах до 170, при этом во всей второй Польской республике выходило чуть менее 2 700 изданий. Имея на своей территории порядка трети населения страны, региональная печать Западной Беларуси составляла чуть более 6 % от изданий второй Польской республики.
Значительное внимание членов ВНК было обращено на изучение вопросов историографии история почты, телефонии и радиовещания Западной Беларуси в составе межвоенной Польши. Отмечено, что в последние десятилетия данная тематика получила предметное освещение как в статьях профессиональных историков, так и в работах краеведов Лиды, Лунинца, Волковыска. Авторы отмечали две тенденции в развитии связи в Западной Беларуси того периода: с одной стороны, быстрое распространение телефонной связи и популяризация радиовещания, с другой стороны, для большинства населения эти услуги были слишком дороги, что порождало нетипичные формы их использования (чтение журналов без покупки, совместная покупка радиоприемников, возможность прослушивания радиопередач после взноса на питание для приемника). Имеющиеся исследования по данной теме в основном базируются на источниках из Белостокского, Виленского и Полесского воеводств, в связи с этим перспективным представляется исследование истории связи в Новогрудском воеводстве. В польской историографии акцент делался на изучении деятельности общепольских институтов, регулирующих коммуникационную сферу.
Полученные в ходе исследования результаты используются в учебном процессе кафедры (А.К. Гецевич, акт внедрения 03-8/063 от 17.11.2023). Материалы были использованы в работе лекторов республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание». По результатам выполнения этапа проекта в 2023 г. издано или находится в печати 11 статей. Участники проекта приняли участие в 3 научных конференциях.
По заданию НИР А72-21 «Вялікае княства Літоўскае ў гістарычнай памяці сучаснага беларускага грамадства» впервые рассмотрена эволюция образа Великого Княжества Литовского в исторической памяти Республики Беларусь, в том числе таком важном источнике формирования данного элемента общественного сознания, как учебники для средней школы; впервые проведена типологизация источников и каналов трансляции памяти о ВКЛ в массовое сознание белорусского общества, существовавших в постсоветский период; впервые выявлены особенности представления субъектов истории ВКЛ в различных жанрах; на основании проведённых исследований разработан виртуальный музей «Беларусь у Вялікім Княстве Літоўскім: гісторыя і памяць» (https://muzejvkl.livejournal.com/), в содержании которой главный акцент делается на знакомство аудитории с культурой белорусских земель в составе ВКЛ.
В результате проведенных исследований был сделан вывод, что в современном информационном пространстве недостаточно представлена история Великого Княжества Литовского, изложенная на основе белорусской национальной историографии, в связи с чем было проведено наполнение русскоязычного канала Яндекс-Дзен «Миры прошлого Восточной Европы» на основе материалов сайта виртуального музея «Беларусь у Вялікім Княстве Літоўскім: гісторыя і памяць» (https://muzejvkl.livejournal.com): были написаны 20 статей о политических, культурных и общественных деятелях эпохи ВКЛ, знаменательных событиях того времени, также был создан англоязычный блог https://muzejvkl.blogspot.com/, где размещены 10 статей на английском языке о великих князьях литовских.
По заданию НИР А56-21 «Великая Отечественная война как конструкт формирования исторической памяти в современных социальных реалиях» выявлены направления, формы работы национально – культурных объединений Гродненщины (украинцев, евреев, поляков, чувашей, литовцев) по формированию политики памяти, по мемориализации памяти представителей национальностей, погибших на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Разработан междисциплинарный проект по мемориализации памяти о Великой Отечественной войне, который включает сайт со сведениями о военнопленных, которые содержались в лагерях на Гродненщине. Выявлена роль СМИ в пропаганде памяти о Великой Отечественной войне.
Создан видеофильм «И память сердца говорит…», в котором показана преемственность поколений ветеранов Великой Отечественной войны и современной молодёжи, роль патриотического воспитания в формировании гражданско–патриотических качеств молодого поколения. Результаты исследований предназначены для использования в идеологической, воспитательной работы в учебных заведениях и трудовых коллективах.
По заданию БРФФИ Г23ИП-036 «Общественно-политическое развитие Западной Беларуси в составе Польши (1921-1939 гг.) в зарубежной историографии» исследование основных направлений изучения зарубежной историографии общественно-политического развития Западной Беларуси (1921-1939 гг.) белорусскими историками позволило рассмотренные работы разделить на три группы, руководствуясь критерием темы и предмета исследования. К первой относятся обязательные историографические исследования, которые предшествуют самостоятельному изучению проблематики истории Западной Беларуси в составе Польши. Вторую группу составляют специализированные исследования зарубежной историографии истории Западной Беларуси в составе Польши в 1920-1930-е гг. Данная группа представлена преимущественно статьями и только одной кандидатской диссертацией О.Матусевич “Политические партии и общественные организации Западной Беларуси 1920-х – 1930-х годов в польской историографии“. В третьей группе исследований зарубежное белорусоведение рассматривается как организационное явление, в том числе и организация и проведение исследований по истории белорусов в составе Польши в межвоенный период. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что зарубежная историография истории Западной Беларуси, белорусскими историками изучена недостаточно глубоко.
Также исполнителями темы были выявлены основные особенности смены парадигм в исторической науке в странах Восточной Европы в 1990-е – 2000-е и ее влияния на изучение общественно-политического развития Западной Беларуси в составе Польши. Данная трансформация проявилась в смене методологии и тематики в работах историков. В исторической науке в странах Восточной Европы пропадает идеологический диктат коммунистической партии, начинают использоваться антропологический и ценностный подходы. На расширение тематики влияет открытие доступа к бывшим советским архивам. В объективе исследователей появляются новые персоналии, специфика регионального развития отдельных воеводств Западной Беларуси, проблемы конфессиональной истории.
В Восточной Европе в 1990-е годы возникает новое явление: так называемая «война историографий». Страны Восточной Европы начинают проводить достаточно жесткую историческую политику. Организационно это проявилось в создании в ряде стран институтов национальной памяти. Исследования событий 1919–1939 гг. в постсоветских европейских странах начинают носить антироссийский характер. Тем не менее, среди «войн памяти» существовали успешные попытки объективного совместного изучения спорных событий. В качестве позитивного примера необходимо отметить работу польско-российской «Группы по сложным вопросам, вытекающим из польско-советских отношений», куда входили историки, дипломаты, политики. Группа действовала в конце 2000-х – первой половине 2010-х и подготовила ряд совместных исследований. В середине 2010-х польско-российские отношение ухудшаются и деятельность «Группы…» прекращается. На данный момент «войны памяти» далеки от завершения. Контакты российских историков с коллегами из стран Восточной Европы сведены к минимуму, совместные научно-организационные мероприятия не проводятся. Результаты исследования нашли отражение в 8 опубликованных статьях и в 4-х статьях, направленных в печать.
В рамках НИОК(Т)Р «Инвентаризация 35 объектов историко-культурной ценности «Фортификационные сооружения Гродненской крепости», шифр 412Д000677», выполненной по договору от 20.07.2023 № 03-20.1-106/23 на территории Гродненского района выявлены и локализированы фортификационные сооружения Гродненской крепости (1913-1915 гг.), включенные в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, шифр 412В000677, проведены топо-, фото- и картографическая фиксация, определено состояние фортификационных сооружений, подготовлены 35 научных паспортов историко-культурной ценности для утверждения Министерством культуры РБ и рекомендации для внесения изменений в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.
По НИОК(Т)Р «Методическое и научное обеспечение преподавания истории Беларуси, археологии и методики преподавания истории в учебных заведениях», выполненной в рамках второй половины дня, впервые в белорусской историографии получены ряд результатов, которые дают возможность раскрыть новые тенденции и изучении исторических процессов на территории Беларуси и использовать их в учебно-методической работе по истории Беларуси, в курсах по специальным историческим дисциплинам и методике преподавания истории. Сформулированы следующие выводы: в 1940-е гг. в условиях монополии марксистско-ленинской методологии сформировались советская концепция истории Беларуси. Ее разработка осуществлялась под контролем ЦК КПБ и представителей академической науки Москвы. С появлением стабильной концепции истории СССР в 1960-е гг. и с учетом разработанной проблематики отечественной истории сложилась основа для разработки пятитомной истории БССР. В 1990-е гг. в условиях распада СССР и ликвидации монополии марксистско-ленинской методологии была сформирована национальная концепция истории Беларуси. Ее разработка осуществлялась сотрудниками Института истории НАНБ под руководством М. П. Костюка и М. О. Бича. С появлением стабильной концепции истории Беларуси и с учетом разработанной проблематики отечественной истории сложилась основа для разработки шеститомной «Гісторыі Беларусi». Выявлялись новые подходы к освещению важнейших событий истории страны, их оценки, в частности, национально – государственного строительства в РБ, роли церкви в духовной жизни белорусского общества. Проанализированы трактовки истории образования Великого Княжества Литовского, сложившиеся в современной белорусской историографии.
В отчетный период выделены основные тенденции трансформации высшего образования и появление новых функций университета. Обоснован тезис о соответствии основного вектора развития ГрГУ имени Янки Купалы ведущим трендам мировой образовательной системы. Выделены специфические черты ГрГУ имени Янки Купалы, раскрыт его потенциал как крупнейшего регионального университета Республики Беларусь. Показана нацеленность университета на превращение в драйвер инновационного развития региона. Рассмотрены способы и формы обеспечения взаимодействия в университете всех основных процессов: обучения, науки, воспитания, интернационализации.
В результате исследования была разработана классификация белорусских политических организаций в Западной Беларуси в междувоенный период. Белорусские политические организации в междувоенной Беларуси модно разделить на три отдельных течения – национально-демократическая (независимая), леворадикальная и полонофильская. Каждое из этих течений имело особенности своей политической программы, идеологических установок, внешнеполитической ориентации и понимания геополитического будущего белорусских земель. Данная классификация, однако, не является окончательным вариантом деления белорусских политических организаций и, безусловно, требует научного обсуждения и возможного уточнения. Определены особенности биографий деятелей белорусского национального движения в межвоенный период, разработаны их социальная, гендерная и возрастная просопография, что помогает установить степень влияния белорусского движения на общественно-политическую жизнь в различных регионах Западной Беларуси.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в учебном процессе при подготовке курсов и спецкурсов по истории Беларуси, специальным историческим дисциплинам, методике преподавания истории м ВУЗе и средних учебных заведениях. Результаты могут быть использованы при подготовке магистерских, дипломных и курсовых работ в ВУЗе, а также при организации научной работы с учащимися средних специальных заведений. Результаты исследования позволяют использовать материалы исследования для практической деятельности в связи с проблемой сохранения и использования памятников истории и культуры в научно-образовательных, воспитательных и познавательных (туристических) целях. Результаты широко используются в учебно-воспитательных мероприятиях с молодежью. Проведены 12 экскурсий по местам историко-культурного наследия Беларуси для студентов и школьников г. Гродно. В совокупности это поможет достигнуть основных целей НИР и использовать в учебной и воспитательной работе в вузе, охране историко-культурного наследия РБ, развитии туризма.
Исполнителями сертифицированы два ЭУМК по дисциплинам «История белорусской государственности» и «Великая Отечественная война советского народа», два раздела в коллективных монографиях и 28 статей в иных изданиях. Преподаватели кафедры принимали участие в диалоговых площадках по обсуждению проектов учебных программ интегрированных курсов «История Беларуси в контексте всемирной истории» для 10 и 11 классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования. ППС кафедры приняли участие в образовательном проекте «Открытое обучение», а также по заданию Министерства образования рецензировали учебник «История Беларуси» для 7 класса учреждений образования и являлись членами рабочей группы по пересмотру учебников для средних школ Министерства образования РБ.
В образовательный процесс внедряются современные информационные, проектные, игровые, коммуникативные и личностно ориентированные технологии в рамках дисциплин «История Беларуси», «Историография истории Беларуси» (дискуссия, проектные технологии, постановка и решение вопросов проблемного характера, эвристические беседы, метод мозгового штурма). По всем учебным дисциплинам проведены лекционные занятия с использованием обучающих мультимедийных презентаций, применяется накопительная система оценки знаний студентов.
Сложилось научное сотрудничество с научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. В 2023 г. осуществлялось обсуждение программа и учебное пособие «История Беларуси» для 11-го класса учреждений общего среднего образования.
Заинтересованность к результатам проявлена со стороны культовых институтов: Белорусской Православной Церкви (Горный А.С. – член Комиссии по канонизации Гродненской епархии); Греко-Католической Церкви.
Состоялись выступление с публичными лекциями в учреждениях культа по их приглашению. Преподаватели кафедры приняли участие в работе ряда жюри международных и региональных конкурсов («Новые филоматы» (Омелько С.В.), «Край Гарадзенскі» (Омелько С.В.), “Коложских областных научно-образовательных чтениях” (Горный А.С., Иващенко Н.А., Омелько С.В.), IX открытой городской научно-практической конференции для учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего образования г. Гродно «Городница» (Иващенко Н.А, Омелько С.В.), городской открытой краеведческой научно-практической конференции «Память в сердцах жива) в гимназии им. генерала Антонова (Омелько С.В., Загидулин А.Н.), областном конкурсе научных работ «Хрустальная амфора (Загидулин А.Н., Горный А.С.), районной научной конференции школьников «Першыя крокі ў навуку» (Омелько С.В.), областной научно-исследовательской конференция "Наука побеждать" (Пивоварчик С.А., Омелько С.В.)
Материалы археологических исследований были использованы при создании передвижной выставки “Археологическое наследие Гродненщины”. В 2023 г. ППС и студенты кафедры приняли участие в 6 мероприятиях (выставки, форумы, фестивали) с использованием материалов выставки. Согласно плана работы филиала кафедры (зав. Пивоварчик С.А.) учащиеся СШ № 39 были подготовлены и приняли участие в олимпиаде по истории “Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны”, которая проводилась в рамках многопрофильной олимпиады “Олимпиада Купаловского университета”, в первом этапе участвовало 11 человек (из них Гайдук А. прошла во второй тур, который состоялся в январе 2023 года). В октябре 2023 г., старшим преподавателем А.Д. Горшковым в Лицее №1 (филиал кафедры, зав. А.Н. Загидулин) была проведена презентация-выставка археологических находок факультета, а также проведён мастер-класс по изготовлению кремневых орудий труда. Были организованы экскурсии в музейные экспозиции Лицея.
Профессорско-преподавательским составом за 2023 год было издано две монографии, два учебных пособия, 56 научных статей.