Учебный процесс

На кафедре всеобщей и славянской истории осуществляется подготовка кадров:

А) на первой ступени высшего образования – по специальности: 1–21 03 01–01 – История (отечественная и всеобщая);

Б) на второй ступени высшего образования – по специальности 1 – 21 80 15 – История, профилизация Всеобщая история, заочная форма обучения.

Кафедра ведет подготовку научных кадров высшей квалификации посредством аспирантуры по специальностям: 07.00.09 – историография, источниковедение и методы исторического исследования, 24.00.01 – теория и история культуры.

Преподаватели кафедры обеспечивают преподавание 49 учебных дисциплин для студентов I и II ступеней высшего образования, а также аспирантов. Основными курсами являются: История древнего мира, История средних веков, История нового времени, История новейшего времени, История России и Украины, История южных и западных славян, История культуры, История религии и др. Кроме того, за кафедрой закреплены специализированные профессиональные дисциплины по историографии и методологии истории, обеспечивающие научно-исследовательские компетенции специалиста: Историография всеобщей истории, Историография истории России до 1917 года, Методология истории, История исторической мысли, Методология исторического исследования, Методология и методика диссертационного исследования.

Кафедра осуществляет подготовку специалистов в рамках специализации 1–21 03 01 – 01 02 – Всеобщая история, 1 – 21 03 01 – 01 07 – История славянских стран. Спецкурсы охватывают проблемы истории исторической мысли, конфессиональной истории, истории русской интеллигенции, истории и современности политических партий России, истории западноевропейской культуры, этнокультурные процессы, истории международных отношений, гендерной истории, проблемы глобализации и др.

Для студентов второй ступени высшего образования читаются лекционные курсы по 12 учебным дисциплинам. В рамках полуторогодичной подготовки студентов на второй ступени высшего образования кафедрой разработаны новые учебные программы по курсам «Историческая урбанистика», «Геополитический выбор стран Центрально-Восточной Европы» и др. Для аспирантов всех специальностей читается курс «Методология и методика диссертационного исследования».

Преподавателями кафедры читаются курсы и для специальностей: 1–89 01 01 – Туризм и гостеприимство, 1–23 01 05 – Социология, 1–23 01 08 – Журналистика.

Доценты кафедры Устюгова А.Г. и Козловская Н.В. ведут преподавание на английском языке для иностранных студентов II ступени образования по специальности «История» и для иностранных студентов I ступени высшего образования специальности «Туризм и гостеприимство».

Особое внимание уделяется активному использованию информационных технологий в учебный процесс и поиску новых форм управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС). В образовательный процесс внедряются современные информационные, проектные, игровые, коммуникативные и личностно ориентированные технологии.

С целью активизации управляемой самостоятельной работы студентов сертифицированы электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по учебным дисциплинам: «Методология истории» (профессор Нечухрин А.Н.), «История России и Украины с древнейших времен до начала XVII в.» (доцент Улейчик Н.Л.), «История России и Украины (вторая половина XIX – начало XX в.)» (доцент Улейчик Н.Л.), «История древнего мира» (доцент Мартен М.В.).

Основная цель организации УСРС – поставить студента перед необходимостью регулярной работы в течение всего семестра.

Первый и второй год обучения объединены целью выработки и развития у студентов навыков самостоятельной работы. Лекционная форма рассматривается как преобладающая. Происходит наработка фактического материала, студенты знакомятся с важнейшими базовыми курсами. Основными формами УСРС являются: подготовка к лекциям, практическим занятиям; конспектирование монографий, или их отдельных глав, статей; изучение учебников и учебных пособий; аналитическая работа с документами эпохи и научно-исследовательскими тестами, работа с понятийным аппаратом, изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и практические занятия; выполнение контрольных работ; тестирование, составление интеллект-карты.

На третьем и четвертом курсах, когда студенты уже приобрели определенные навыки самостоятельной работы, преподавателями кафедры практикуются более сложные формы УСРС, такие как реферирование статей, отдельных разделов монографий; написание тематических докладов, рефератов, эссе на проблемные темы, метод проектов, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар - Круглый стол. Такие формы УСРС особенно эффективны в рамках спецкурсов, когда преподаватели получают больше времени для индивидуальной работы со студентами.

Эффективной формой контроля УСРС является использование на учебных занятиях ситуационных задач, умелое применение которых заставляет студентов определять свою точку зрения по дискуссионным научным проблемам, активно искать и получать дополнительную информацию для аргументации своих выводов и решений, что в конечном итоге способствует развитию творческого потенциала, формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

На кафедре разработана и действует система индивидуальной работы со студентами, одаренными и способными в интеллектуальной сфере. Среди студентов, закрепленных за кафедрой студентка III курса Мелех Диана, студент I курса Розмысл Егор (индивидуальное кураторство осуществляет доцент Улейчик Н.Л.).

Наиболее способные студенты активно привлекаются к участию в студенческих научных конференциях, в работе междисциплинарного студенческого научного кружка «Public History». Практикуются совместные публикации наиболее одаренных студентов и преподавателей. Лучшие студенты выпускных курсов рекомендуются в магистратуру, а после успешного обучения и защиты магистерской диссертации – в аспирантуру.

Преподаватели кафедры доценты Г.В. Васюк, И.О. Змитрович, Н.Л. Улейчик, А.Г. Устюгова систематически участвуют в подготовке сборной команды школьников области к областному и республиканскому турам олимпиады по истории и обществоведению.

 

Вход на сайт