Учебный процесс

На кафедре всеобщей и славянской истории осуществляется подготовка кадров:

А) на первой ступени высшего образования – по 2 специальностям: 1–21 03 01–01 – История (отечественная и всеобщая), 1– 23 01 13 – Историко-архивоведение.

Б) на второй ступени высшего образования – по специальности 1 – 21 80 15 – Всеобщая история.

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивают преподавание 52 учебных дисциплин (2017 г.). Основными являются курсы: История древнего мира, История средних веков, История нового времени, История новейшего времени, История России и Украины, История южных и западных славян, История культуры, История религии и др. Кроме того, за кафедрой закреплены специализированные профессиональные дисциплины по историографии и методологии истории, обеспечивающие научно-исследовательские компетенции специалиста: Историография всеобщей истории, Историография истории России до 1917 года, Методология истории, История исторической мысли, Методология исторического исследования.

Название дисциплины

Шифр специальности

Факультет

Курс

1

История древнего мира

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

I д

2

История средних веков

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

II д,

II з

3

История нового времени

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

II д,

II – IV з

4

История новейшего времени

1-21 03 01

 

Истории, коммуникации и туризма

III - IV д,

3, 5-6 з

5

История нового времени стран Азии, Африки и Латинской Америки

1-21 03 01

 

Истории, коммуникации и туризма

II д,

III з,

IV з

6

История культуры

1-21 03 01

 

Истории, коммуникации и туризма

II – III д,

II-V з

7

История средних веков стран Азии, Африки и Латинской Америки

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

II д,

II з

8

Методология исторического исследования

1-23 01 13

Истории, коммуникации и туризма

VI з

9

История религии

1-21 03 01,

23 01 08

 

Истории, коммуникации и туризма

II д,

III д,

 

10

Методология истории

1-21 03 01

 

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

VI з

11

Развитие исторической мысли в Западной Европе в XVI – XVIII в.

1-21 03 01 01 02

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д,

V з

12

Развитие исторической мысли в ХХ - начале ХХІ вв.

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

13

История новейшего времени стран Азии, Африки и Латинской Америки

1-21 03 01

 

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д

 

14

История исторической мысли

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д, VI з

15

Античная и средневековая европейская историография

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

III д

16

История международных отношений в новейшее время

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

V з

17

Историография европейского средневековья (конец V – XV вв.)

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

III д,

V з

18

История христианских церквей Европы (IV – XV вв.)

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д

19

История международных отношений новейшего времени (1945 – 2010 гг.)

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

VI з

20

Международные общественно-политические движения во второй половине ХХ в.

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

21

Культура восточных цивилизаций

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

V з

22

Глобализация: проблемы цивилизационного развития современного мира

1-21 03 01-01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

VI з

23

Страны Азии и Африки в современных международных отношениях

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

IV д

24

Женщины в политике

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

IV д

25

Историография истории России до 1917 года

1-21 03 01-01 01

1-21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

VI з

26

Военная история

1-95 01 03

Военный

IV д

27

Всемирная история новейшего времени

1-23 01 08

Истории, коммуникации и туризма

III д

28

История нового и новейшего времени стран Азии, Африки и Латинской Америки

1-21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

III д

29

История политических партий России в к. ХІХ – н. ХХ вв.

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

III д

30

Историко-культурное наследие европейских стран

23 01 12

Истории, коммуникации и туризма

III д

31

Историко-культурное наследие стран СНГ

23 01 12

Истории, коммуникации и туризма

III д

32

Историография истории

02 01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

33

История РПЦ в Синодальный период

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д

34

История России и Украины

21 03 01

23 01 12

Истории, коммуникации и туризма

I – III д,

II – IV з

35

История Русской православной церкви в новейшее время

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

IV д

36

История культуры южных и западных славян

21 03 01-01 07

 

Истории коммуникации и туризма

IV д,

37

История русской интеллигенции

21 03 01-01 07

Истории коммуникации и туризма

IV д,

VI з

38

История южных и западных славян

21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

II – IV д,

III –V з

39

Межконфессиональные отношения в западных губерниях Российской империи (1861 – 1914 гг.)

21 03 01 07

Истории, коммуникации и туризма

IV д

40

Новая и новейшая история стран Европы и Америки

02 01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

41

Новая и новейшая история стран Азии и Африки

02 01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

42

Новая и новейшая история стран Латинской Америки

02 01 02

Истории, коммуникации и туризма

IV д

43

Страноведение

89 01 01

Истории, коммуникации и туризма

III д,

II з

44

Этапы развития русской цивилизации

21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

IV д,

45

Этнокультурные процессы в западных губерниях Российской империи (ХІХ – ХХ вв.)

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

III – IV д

46

Введение в специальность

21 03 01

Истории, коммуникации и туризма

I д

47

ГрГУ им. Я. Купалы: миссия, история, структура

95 01 03

Военный

I д

48

Всеобщая история

23 01 13

Истории, коммуникации и туризма

IV з

49

Историография истории России

23 01 13

Истории, коммуникации и туризма

IV з

50

История политических партий России (к. ХІХ – 1917 г.)

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

V з

51

История славянских стран

23 01 13

Истории, коммуникации и туризма

IV з

52

Конфессиональные традиции мира и основы сакрального туризма

89 01 01

Истории, коммуникации и туризма

III з

53

Культурные столицы Западной Европы

89 01 01

Истории, коммуникации и туризма

II з

54

Польское национально-освободительное движение и Беларусь (ХІХ – н ХХ в.)

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

V з

55

Русь и Великая степь

21 03 01-01 07

Истории, коммуникации и туризма

V з

56

Страноведение стран Востока

89 01 01

Истории, коммуникации и туризма

III з

 

Кафедра осуществляет подготовку специалистов в рамках специализаций 1–21 03 01 – 01 02 – Всеобщая история и 1–21 03 01 – 01 07 – История славянских стран. Преподаватели кафедры разработали и читают 11 учебных спецкурсов. Спецкурсы охватывают проблемы истории исторической мысли, конфессиональной истории, истории русской интеллигенции, истории культуры, этнокультурные процессы истории международных отношений, гендерной истории, проблемы глобализации и т.д.

Преподавателями кафедры читаются курсы и для специальностей: 1–89 01 01 – Туризм и гостеприимство, 1–23 01 05 – Социология, 1–23 01 08 – Журналистика, 1–95 01 03 –Тыловое обеспечение войск.

При кафедре действует магистратура по специальности «1 – 218015 – Всеобщая история», готовящая кадры для аспирантуры. Для магистрантов читаются дисциплины: Философия истории, Методы исторического исследования, Современные вопросы изучения всемирной истории. При разработке учебных планов двухгодичной подготовки на второй ступени высшего образования кафедрой были предложены новые учебные дисциплины, для которых будут разрабатываться учебные программы и иное учебно-методическое обеспечение.

В 2017 г. особое внимание было уделено активному использованию информационных технологий в учебный процесс и поиску новых форм управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС). В образовательный процесс внедряются современные информационные, проектные, игровые, коммуникативные и личностно ориентированные технологии.

Преподаватели кафедры практикуют проведение лекций с использованием электронных презентаций, видеоматериалов, телевизионных проектов (Мартен М.В., Змитрович И.О., Линкевич В.Н.). Доцент Улейчик Н.Л. при чтении курса «История России и Украины» использует фильм «Иван III» (1 курс), телевизионный проект Л.Парфенова «Российская империя» (2 курс), «Великая война» (3 курс), в рамках чтения курса «История культуры», спецкурса «История русской интеллигенции» – «Беседы о русской культе» Ю.Лотмана.

Практикуется проведение лекционных и практических занятий с использованием технологии вебинаров.

Основная цель организации УСРС – поставить студента перед необходимостью регулярной работы в течение всего семестра.

Первый и второй год обучения объединены целью выработки и развития у студентов навыков самостоятельной работы. Лекционная форма рассматривается как преобладающая. Происходит наработка фактического материала, студенты знакомятся с важнейшими базовыми курсами. Основными формами УСРС являются: подготовка к лекциям, практическим занятиям; конспектирование монографий, или их отдельных глав, статей; изучение учебников и учебных пособий; аналитическая работа с документами эпохи и научно-исследовательскими тестами, работа с понятийным аппаратом, изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и практические занятия; выполнение контрольных работ; тестирование.

На третьем и четвертом курсах, когда студенты уже приобрели определенные навыки самостоятельной работы, преподавателями кафедры практикуются более сложные формы УСРС, такие как реферирование статей, отдельных разделов монографий; написание тематических докладов, рефератов, эссе на проблемные темы, метод проектов, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар - Круглый стол. Такие формы УСРС особенно эффективны в рамках спецкурсов, когда преподаватели получают больше времени для индивидуальной работы со студентами.

Эффективной формой контроля УСРС является использование на учебных занятиях ситуационных задач, умелое применение которых заставляет студентов определять свою точку зрения по дискуссионным научным проблемам, активно искать и получать дополнительную информацию для аргументации своих выводов и решений, что в конечном итоге способствует развитию творческого потенциала, формированию профессиональных компетенций будущих специалистов (Нечухрин А.Н., Васюк Г.В., Змитрович И.О., Мартен М.В., Устюгова А.Г., Улейчик Н.Л.).

На кафедре внедрена компьютерная программа текущего и итогового тестирования по курсу «История России и Украины» для студентов II курса дневной формы обучения. Студенты на практических занятиях и во внеаудиторное время в компьютерном классе отрабатывают учебный материал через тестовые задания. Экзамен по данному курсу проходит в форме тестирования. Для этого были подготовлены варианты тестов, включающие 50 заданий по материалам разделов всего курса. Задания рассчитаны на знание фактов, хронологии, понятий, на установление причинно-следственных связей и установление последовательности событий. Оценка знаний студентов по результатам текущего и итогового тестирования в большинстве случаев совпадает с их оценками по письменным работам и устным ответам на практических занятиях. При выставлении итоговой оценки учитываются результаты работы в семестре на практических занятиях и оценки промежуточных зачетов.

Стимулирование студентов личным интересом реализуется и в ходе решения задач по теме «Отмена крепостного права в России».

По спецкурсу «История русской интеллигенции» апробирован метод проектов по двум проблемам: «Интеллигенция и Власть до революции». «Интеллигенция и народ: проблемы взаимоотношений», а также Круглый стол «Сборник «Вехи» 1909 г.: попытка изменения типа русской интеллигенции» и семинары-конференции «Революции 1917 г. в судьбах русской интеллигенции», «Формы духовного сопротивления тоталитаризму» (Улейчик Н.Л.).

Доцент Г.В.Васюк практикует размещение на образовательном портале электронных вариантов статей и монографий с последующим обсуждением на практических занятиях и рецензированием их студентами.

В соответствии с Приказом ректора № 1261 от 29.09.2010 г. «О работе с молодежью, способной и талантливой в интеллектуальной сфере» на кафедре разработана и действует система индивидуальной работы со студентами, одаренными и способными в интеллектуальной сфере. Среди студентов, закрепленных за кафедрой студентка IV курса Арсенович Дарья (индивидуальное кураторство осуществляет доцент Васюк Г.В.) и студент 1 курса Якубюк С.П., победитель Республиканской олимпиады по истории (индивидуальное кураторство осуществляет профессор Нечухрин А.Н.).

Наиболее способные студенты активно привлекаются к участию в научных конференциях, «Неделе науки», в работе студенческого научного кружка «Важнейшие проблемы международных отношений в условиях глобализации» (научный руководитель – Т.Т.Кручковский). Практикуются совместные публикации наиболее одаренных студентов и преподавателей.

По заявкам организаций и предприятий выполняется более 50% дипломных и магистерских работ.

Лучшие студенты выпускных курсов рекомендуются в магистратуру, а после успешного обучения и защиты магистерской диссертации – в аспирантуру.

Преподаватели кафедры доценты Г.В. Васюк, И.О. Змитрович, Н.Л. Улейчик, А.Г. Устюгова систематически участвуют в подготовке сборной команды школьников области к областному и республиканскому турам олимпиады по истории и обществоведению. Зав. кафедрой А.Н. Нечухрин А.Н. в 2014–2018 гг. являлся председателем жюри 3 тура Республиканской олимпиады в Гродненской области по предметам «История Беларуси», «Всеобщая история».

 

Вход на сайт