Международная сентябрьская школа в Тбилиси
В работе школы приняли участие представители пяти университетов и одного исследовательского института, участвующих в проекте BASERCAN – Университета Хельсинки, Института Алексантери (г. Хельсинки, Финляндия), Илийского государственного университета, Университета им. И. Явакишвили (г. Тбилиси, Грузия), Белорусского государственного университета (г. Минск) и Гродненского государственного университета им. Я. Купалы.
ГрГУ им. Я. Купалы представляли зав. сектором разработки проектов И. Ледченкова, доцент кафедры социологии и специальных социологических дисциплин Н. Беспамятных, а также трое студентов университета. Все студенты – участники проекта были отобраны на серьёзной конкурсной основе. Курирование проекта осуществлялось сотрудниками Института Алексантери.
Базой школы стал Илийский государственный университет. В течение недели международной группе студентов был предложен интенсивный учебный курс. Курс предусматривал разнообразные виды академической деятельности – лекции, дискуссии, самостоятельную работу студентов.
Для участников школы были прочитаны лекции по широкому кругу геополитических, культурологических, социологических, кросс-культурных и иных актуальных проблем в рамках общей темы «BETWEEN EAST AND WEST: CONFLICT AND CO-OPERATION IN THE EASTERN NEIGHBORHOOD». Большой интерес и обсуждение вызвали темы, посвящённые методологии региональных исследований (К. Миклоши), современным проблемам межкультурных коммуникаций (Н. Дороселия), границам и пограничным идентичностям (Н. Беспамятных), белорусско-российским отношениям (Д. Пинкевич), грузинско-российским отношениям в контексте политики идентичности (Г. Нодиа), проблемам этнонациональных меньшинств (Н. Явакишвили) и др.
В рамках школы была предусмотрена самостоятельная работа студентов по предварительно предложенным заданиям. Студенты были организованы в интернациональные по составу рабочие группы и по итогам работы над проектами подготовили содержательные презентации. Гродненские студенты произвели хорошее впечатление, в том числе достаточно высоким уровнем знания английского языка, позволившим им воспринимать лекционный материал, полноценно участвовать в других видах работы, свободно общаться с преподавателями и коллегами из Финляндии и Грузии.
Несмотря на напряжённый график работы, участники проекта имели возможность познакомиться с колоритом грузинской столицы и её повседневной жизнью. Незабываемое впечатление оставил выезд преподавателей, студентов и других участников школы в горное селение Казбеги на севере страны. В целом на сессии царила атмосфера интеллектуальной открытости и доброжелательности. Школа обогатила всех участников, а для гродненских студентов стала первым опытом участия в международных учебных программах.
Сентябрьская школа в г. Тбилиси показала продуктивность подобных интенсивных курсов как в собственно академическом, так и в более широком гуманитарном плане и стала заметной вехой развития современной академической мобильности.