«Проблемы формирования исторической памяти у современного молодого поколения»
Под таким названием состоялся научно-методический семинар для классных руководителей 9 – 11 классов средней школы № 40 г. Гродно. Встреча прошла в рамках одного из этапов практической реализации НИР «Великая Отечественная война как конструкт формирования исторической памяти в современных социальных реалиях». В качестве спикеров по заявленному вопросу перед учителями школы выступили преподаватели ГрГУ им. Я. Купалы.
В выступлении профессора Ярмусика Э.С. «Идеологические и правовые аспекты политики памяти в Республике Беларусь» были освещены содержание и направления реализации политики памяти в Беларуси, создание законодательной базы и механизмов её реализации, формы работы по пропаганде вклада белорусского народа в разгром германского фашизма. В современных условиях приходится говорить не только о политике памяти, но и о «войне памяти». Отмечены особенности деятельности польских, белорусских, украинских и российских национальных институтов, которые занимаются историческими исследованиями в области идеологических и правовых механизмов реализации «своей» политики памяти и распространения её в информационном пространстве. В заключении выступления отмечено, что работа по патриотическому воспитанию молодёжи является центральным компонентом всех воспитательных программ в современном белорусском государстве.
Особенности восприятия войны и исторической памяти современной молодёжи по результатам социологических исследований раскрыла в своём выступлении доцент кафедры социологии и специальных социологических дисциплин Татьяна Александровна Богуш. Социологическим исследованием было охвачено 120 студентов второго курса гродненских вузов, фактически вчерашних школьников, поэтому полученные результаты дают представление в какой – то мере и о результативности воспитательной работы в этом направлении в школах. Т.А. Богуш обратила внимание на теорию поколений «X», «Y» и «Z» Маргарет Мида, Нила Хоу и Уильяма Штрауса. Отметила, что современное молодое поколение, хотя в корне отличается от своих предшественников, тем не менее, в своей совокупности заинтересовано в рассмотрении Великой Отечественной войны как конструкта формирования их собственной исторической памяти.
В выступлении доцента С.В. Омелько отмечена роль школьных музеев как практической площадки в деле гражданско-патриотического воспитания учащейся и студенческой молодёжи, показаны основные пути и способы формирования школьной музейной экспозиции, практика её использования в музейной педагогике.
Семинар, несомненно, был полезен не только с точки зрения теоретической и практической для классных руководителей по организации патриотического воспитания школьников, но и подтвердил необходимость дальнейшей взаимосвязи школы и вуза, внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность учреждений образования.
Макареев Н.А., учитель истории СШ № 40 г. Гродно.