История кафедры

История кафедры

Кафедра всеобщей и славянской истории олицетворяет прекрасную гармонию традиций и новаций, преемственность пройденного пути и определение ориентиров дальнейшего развития в современном быстро меняющемся мире. И это во многом предопределяет выполнение Миссии университета: «Выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога». Кафедра успешно реализует такие функции, как развитие образования, научные исследования, пропаганда гуманистических ценностей и др.

Кафедра всеобщей и славянской истории была создана на основе объединения в 2015 г. кафедр всеобщей истории и кафедры истории славянских государств. Но за этой датой – десятилетия напряженного интеллектуального труда и достойного преодоления трудностей, смена эпох и их героев, творческий поиск и яркие победы.

Качество теоретической и практической подготовки студентов во многом зависит от преподавателей, от уровня их инновационной культуры, от умения передать молодежи накопленные человечеством знания, достижения науки.

Кафедра всеобщей истории была образована в 1973 г. в рамках историко-педагогического факультета Гродненского педагогического института. В первые годы своего существования она была представлена 6 преподавателями, в том числе 2 доцента – Феликс Владимирович Наливайко, Василий Константинович Бондаренко; исполняющий обязанности доцента, кандидат исторических наук Иван Федорович Дешко; старший преподаватель Вера Дмитриевна Борейкина и преподаватель Тамара Борисовна Блинова (выпускница факультета, в будущем доцент кафедры истории Беларуси). Из них ученую степень кандидата наук имели 71, 4%, на должности доцента и исполняющего обязанности доцента работали также 71,4%. Кафедру возглавил доктор исторических наук, профессор Я.Н. Мараш, а с 1974/1975 учебного года – И.Ф. Дешко, защитивший кандидатскую диссертацию «Борьба КПЗБ за осуществление решений VII Конгресса Коминтерна (1935–1938 гг.)». Это были представители первого поколения преподавателей, которые формировали облик исторического факультета. Блестящая плеяда преподавателей начала 1970-х гг. достойна уважения и памяти.

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/1.png

В 1978 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в университет. Вступление факультета в новый этап своего развития потребовало укрепление кадрового состава преподавателями с высшим уровнем научной квалификации, компетентности и профессионализма. На работу на исторический факультет были приглашены из Гродненского мединститута – Борис Самуилович Клейн, из Минска – Михаил Александрович Ткачев и Виктор Степанович Титов, из Москвы – Елена Евгеньевна Станкевич, из Томска – Александр Николаевич Нечухрин, с Дальнего Востока – Дмитрий Владимирович Карев.

А.Н.Нечухрин приехал в Гродно, защитив под руководством Б.Г. Могильницкого кандидатскую диссертацию по специальности «07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования» по теме «Проблема соотношения истории и современности в русской либеральной историографии (80-е г. XIX ст. – 1917 г.)». Таким образом, А.Н. Нечухрин выступил в качестве продолжателя на белорусской земле традиций известной российской томской историографической школы.

Д.В. Карев стал носителем традиций факультета архивного дела Московского государственного историко-архивного института. МГИАИ славился своими исследованиями и выпускниками в области архивоведения, источниковедения и историографии. Научным руководителем Д.В. Карева являлся известный российский историк-медиевист А.А. Зимин, а среди его учителей были такие видные историки, как В.И. Буганов, О.М. Медушевская, Н.Н. Улащик, С.О. Шмидт.

Так на протяжении 1970-х годов сформировалось первое поколение профессорско-преподавательского состава кафедры всеобщей истории в том числе, за счет выпускников факультета (Т. А. Бадюкова, В. А. Хилюта), окончивших аспирантуру и успешно защитивших кандидатские диссертации.

С 1984 г. кафедру всеобщей истории возглавил А.Н. Нечухрин.

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/2.png

В начале 1980-х годов поиски новых форм и методов работы исторического факультета в рамках молодого университета завершились формированием его структуры, соответствовавшей главным направлениям учебно-воспитательной и научной работы.

В 1980 г. на основе разделения кафедры истории СССР и БССР была создана кафедра истории СССР. Возглавил кафедру кандидат исторических наук, доцент П. Н. Кобринец. Доктор исторических наук (1988), профессор.

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/3.png

Кафедра истории СССР (1987 г.)

 

На кафедре истории СССР в это время работали Михаил Александрович Ткачев, Валерий Николаевич Черепица, Борис Самуилович Клейн, Иван Платонович Крень, Ольга Элиазаровна Проценко, Идея Даниловна Бельская, Людмила Афанасьевна Колоцей, Наталья Альбертовна Иващенко.

Социально-политические изменения в нашей стране в 1991 г. повлекли за собой изменения и в названиях кафедр факультета. Кафедра истории СССР с 1992 г. стала кафедрой истории славянских государств. В 1994/1995 учебном году профессорско-преподавательский состав кафедры был представлен 1 доктором наук (П.Н.Кобринец), 7 кандидатами наук, доцентами (В.Н.Черепица, М.В.Жарский, И.П.Крень, В.Т.Леоновец, О.Э.Проценко, В.В.Швед, И.О.Змитрович), 2 кандидатами наук, старшими преподавателями (Н.Л.Улейчик, М.Я.Савоняко), 1 доцентом (Л.А.Колоцей), 2 старшими преподавателями (И.Д.Бельская, А.А.Добриян).

В 1990-е годы на кафедре всеобщей истории стали работать выпускники исторического факультета Анна Георгиевна Устюгова, Геннадий Владимирович Васюк, Тадеуш Тадеушевич Кручковский, Наталья Владимировна Козловская, Елена Ивановна Мелешко. Все они защитили кандидатские диссертации, со временем получили ученое звание доцента. Это было второе поколение преподавателей кафедр, которые сегодня успешно занимаются преподавательской деятельностью и ведут научные исследования.

Кроме того, в начале 1990-х годов в коллектив преподавателей факультета органично влились члены бывшей кафедры истории КПСС профессор Михаил Васильевич Жарский, доценты Игорь Олегович Змитрович, Майя Владимировна Мартён. 

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/4.png

Кафедра истории славянских государств (2007 г.)

 

К моменту объединения кафедр всеобщей истории и истории славянских государств в 2015 г. на кафедре всеобщей истории работали 9 преподавателей, из них 1 доктор наук, профессор (А.Н.Нечухрин, декан факультета истории, коммуникации и туризма), 8 кандидатов наук, доцентов (Т.А.Бадюкова, Г.В. Васюк, Н.В.Козловская, Т.Т.Кручковский, М.В.Мартен (зав. кафедрой), Е.И.Мелешко, А.Г.Устюгова, В.А.Хилюта). Кафедра истории славянских государств насчитывала 6 преподавателей, в том числе 1 кандидат исторических наук, профессор (В.Н.Черепица, зав. кафедрой), 4 кандидата исторических наук, доцента (И.О.Змитрович, М.Я.Колоцей, Н.Л.Улейчик, В.Н.Линкевич), 1 стажер-преподаватель (А.Б.Арлукевич).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В 1970–1980-е гг. члены кафедры всеобщей истории активно разрабатывали такие темы, как «Рабочее движение в Польше» (доценты Дешко И.Ф. и Станкевич Е.Е.), «История религии и церкви», «Развитие свободомыслия и атеизма в Польше и Западной Белоруссии» (профессор Мараш Я. Н., ст. преподаватель Борейкина В.Д., Блинова Т. Б.), «Международные отношения в конце XIX – начале XX веков» (доцент Наливайко Ф.В.), «Античные мыслители об искусстве и художественном творчестве» (доцент Бондаренко В.К.). На кафедре разрабатывалась коллективная тема «Беларусь и Польша: традиции и современность».

Великой Отечественной войне посвятил свои исследования заведующий кафедрой истории СССР П.Н. Кобринец («Школа Беларуси во время Великой Отечественной войны», «Могучий фактор мужества и героизма: Интернационально-патриотическое воспитание трудящихся Белоруссии в тылу врага (1941-1944 гг.)», 1985 и др.).

Неоднократно переиздавалась в последующие десятилетия монография Ткачева М. А. «Замки Белоруссии», впервые изданная в 1977 г.

В ПНР была издана монография доцента В. Н. Черепицы «Związki rewolucjonistów Białorusi i Polski w latach 70-80 XIX wieku. – Warszawa: PWN, 1985» (Революционные связи Белоруссии и Польши в 70-80-х гг. XIX в.).

В 1990-е годы кафедра всеобщей истории становится центром историографических исследований в Гродненском государственном университете им. Я.Купалы.

В 1993 г. в БГУ А.Н. Нечухрин успешно защитил докторскую диссертацию по специальности «07.00.03 – Всеобщая история» по теме «Смена парадигм в российской историографии всеобщей истории (80-е гг. XIX в. – 1917 г.)». Дальнейшее свое развитие положения, выдвинутые в диссертации, получили в работах «Методологические основы российской историографии в 80-е гг. ХIХ в. – 1917 г. (смена парадигм)» (Наш Радавод. – Кн. 6. – Гродна, 1994), «Философско-исторические воззрения Н.И. Кареева» (Наш Радавод. – Кн. 7. – Гродно, 1996), «Теоретико-методологические основы российской позитивистской историографии (80-е гг. ХIХ в. – 1917 г.)» (Гродно, 2003).

Совместно с кафедрой источниковедения и музееведения БГУ (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор В.Н. Сидорцов) А.Н. Нечухриным были подготовлены первая типовая учебная программа по курсу «Метадалогія гісторыі» (Мінск, 1995) и первое на постсоветском пространстве учебное пособие – «Методология истории» (Мн., 1996) для студентов-историков.

В 1996 г. в Институте истории Национальной академии наук Беларуси прошла успешная защита докторской диссертации Д.В. Карева по специальности «07.00.09– Историография, источниковедение и методы исторического исследования» по теме «Белорусская историография конца XVIII – начала XX в.».

В 1999 г. творческий коллектив «Рубежи» (профессор, доктор исторических наук Нечухрин А. Н., доктор исторических наук Карев Д. В. и профессор Кошелев B. C. (Белгосуниверситет)) впервые предпринял попытку проанализировать процессы смены парадигм в белорусской историографии конца 1980-х – начале 1990-х гг., этапы и особенности становления новой отечественной исторической науки, определить ее основную проблематику на современном этапе.

Защита докторских диссертаций А. Н. Нечухриным и Д. В. Каревым и научно-педагогическая направленность кафедры в области методологии и историографии всеобщей истории позволили в 1994 г. открыть в ГрГУ им. Я. Купалы аспирантуру по специальности 07.00.09 – «Историография, источниковедение и методы исторического исследования».

С 2004/2005 учебного года при кафедре действует магистратура по специальности «1 – 218015 – Всеобщая история», готовящая кадры для аспирантуры.

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/5.png

               Нечухрин Александр Николаевич

Краткая биографическая справка

Александр Николаевич Нечухрин родился 30 сентября 1952 года в Томске (Россия). В 1974 г. закончил историко-филологический факультет Томского государственного университета. Учился в аспирантуре при кафедре истории древнего мира и средних веков Томского государственного университета (1974–1977 гг.). Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения истории и современности в русской либеральной историографии (80-е гг. XIX в. – 1917 г.)». В 1979 г. приглашен на работу в Гродненский государственный университет. Работал преподавателем, ст. преподавателем, доцентом кафедры всеобщей истории. С 1984 г. – заведующий кафедрой всеобщей истории ГрГУ им. Я. Купалы. В 1993 г. успешно защитил докторскую диссертацию «Смена парадигм в российской историографии всеобщей истории (80-е гг. XIX в. – 1917 г.)». В 2001–2006 гг. профессор А.Н. Нечухрин возглавлял исторический факультет Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Являлся проректором ГрГУ им. Я. Купалы. С 2013 г. – декан факультета истории коммуникации и туризма, с октября 2017 заведующий кафедрой всеобщей и славянской истории.

Профессор А. Н. Нечухрин являлсячленом экспертного совета для анализа НДП по истории, философии, социологии при Министерстве образования Республики Беларусь, членом экспертной группы по рецензированию учебников по истории и географии при Научно-методическом центре учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь. Лектор Республиканского звена общества «Знания». Был награжден знаком Всесоюзного общества «Знания» «За активную работу» (1989 г.). Член Ученого совета Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы, Ассоциации белорусских историков. Входил в Научный совет БРФФИ. Является членом совета ВАК Беларуси по историческим наукам, членом Научно-методического совета по историческим наукам и теологии при МО РБ. Заместитель главного редактора журнала научно-теоретического журнала «Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Награжден Медалью Франциска Скорины (30.06.2016).

Научные интересы профессора А. Н. Нечухрина сконцентрированы на изучении актуальных методологических проблем российской и белорусской историографии на современном этапе. Им было опубликованы более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе «Методологические проблемы истории / О.А. Яновский, А.Н. Нечухрин, С.А. Кизима, А.В. Курьянович, В.Н. Сидорцов, О.М. Шутова. – Минск, 2006». Труды профессора А. Н. Нечухрина стали настольными книгами для всех, кто приступает к научным поискам в области историографии и методологии истории.

Профессор А. Н. Нечухрин заложил основы собственной научно-педагогической школы по историографии, источниковедению и методам исторического исследования. Под его руководством защищены 8 кандидатских диссертаций и 1 докторская диссертация.

Под руководством А.Н. Нечухрина выполнен ряд историографических научных тем, в рамках Государственной комплексной программы научных исследований. Среди них: «Историческая наука в Республике Беларусь» (1998–2000 гг.), «Проблемы цивилизационного развития Беларуси и России в белорусской и русской исторической мысли XIX – XX в.» (2001–2005 гг.), «Актуальные методологические проблемы российской и белоруской историографии на современном этапе» (2006–2010 гг.).

Международные научные конференции по региональной истории Восточной Европы «Наш радавод», организованные в 1990-е гг. профессором Д.В. Каревым, собирали в г. Гродно мощные научные силы отечественных и зарубежных историков. Материалы этих конференций, изданные небольшими тиражами, в скором времени стали библиографической редкостью. Профессор Д.В. Карев исследовал тему «Великое княжество Литовское в восточнославянской историографии нового и новейшего времени XVI – XX вв.» (2001–2005 гг.).

Под руководством доцента Т.Т. Кручковского разрабатывались темы ГПНИ «История Польши и белорусско-польских отношений в белорусской историографии ХХ в.» (2001–2005 гг.), «История Беларуси и белорусско-польские отношения в польской исторической и общественной мысли в XIX – XX в.» (2006–2010 гг.). В 2011–2015 гг. велась научно-исследовательская работа по теме ГПНИ «Смена парадигм в белорусской историографии всеобщей истории (вторая половина 80-х гг. XX – начала XXI вв.)» (руководитель А.Н.Нечухрин).

Итоги НИР апробировались на международных научных конференциях, организованных кафедрой всеобщей истории под руководством профессора А.Нечухрина: «Состояние и развитие методологических исследований в исторической науке Республики Беларусь и Российской Федерации», г. Гродно, ГрГУ им. Я.Купалы, 2008», «Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша» (11–12 ноября 2010 г.), «Смена парадигм в историографии всеобщей истории в Республике Беларусь и Российской Федерации» (25–27 октября 2012 г.), «Смена парадигм в историографии всеобщей истории в Республике Беларусь и Российской Федерации» (29–30 октября 2015 гг.). По материалам конференций были изданы сборники научных статей: «Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша: сборник научных статей / под науч. ред. проф. А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2012», «Смена парадигм в историографии всеобщей истории в Республике Беларусь и Российской Федерации: сборник научных статей / под науч. ред проф. А.Н. Нечухрина. – Гродно: ГрГУ, 2013», «Смена парадигм в историографии всеобщей истории в Республике Беларусь и Российской Федерации: сборник научных статей / Под научной редакцией доктора исторических наук, профессора А. Н. Нечухрина. – Гродно, ГрГУ им. Я.Купалы, 2016».

Первым успешным результатом работы аспирантуры по специальности 07.00.09 – «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» была защита в 2001 г. кандидатской диссертации Н. В. Козловской по теме «Шляхта белорусских земель ВКЛ (российская дореволюционная и советская историография и источниковедение проблемы)», выполненной под научным руководством профессора Д. В. Карева. Под его же руководством были подготовлены и защищены кандидатские диссертации А. В. Литвинского по теме «Западнорусизм в российской историографии второй половины XIX – начала ХХ века», А. Н. Бидной по теме «Генезис исторической науки в ВКЛ и формирование исторического сознания общества (XVI – начало XVII вв.).

Под руководством профессора А.Н. Нечухрина в 2002 г. была защищена кандидатская диссертация Е. И. Мелешко по теме «Исторические взгляды П. О. Бобровского». Кандидатская диссертация Э. В. Русь, защищённая в 2005 г., была посвящена германскому вопросу во второй половине XX века в исторической мысли ФРГ и ГДР. В 2007 г. Т. М. Тохиян успешно защитила кандидатскую диссертацию «Становление белорусской государственности в 1917 – 1922 гг. в оценке отечественной историографии», в которой раскрыла основные подходы к обоснованию белорусской государственности. В 2008 г. была защищена диссертация Р. Б. Гагуа «Великая война с Тевтонским орденом (1409–1411): источники и историография». В дальнейшем Р. Б Гагуа опубликовал монографию источниковедческого характера «Грюнвальд в источниках: «Хроника конфликта Владислава, короля Польши, с крестоносцами в год Христов 1410» (Пинск, 2009).

В целях эффективной подготовки кадров высшей квалификации по историографии и методологии истории ВАК Беларуси разрешил с 2008 г. в действующем при ГрГУ имени Янки Купалы Совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук проведение защит по специальности «07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Защита диссертации А. В. Демидовича «Культура эпохи Возрождения в ВКЛ в российской и белорусской историографии второй половины XIX – начала XX вв.» состоялась в 2009 г. В 2010 г. в университетском Совете прошла защита диссертации Ю. И. Курстака на тему «История славянства в творчестве А. С. Будиловича (1846 – 1908 гг.)». В 2011 г. была защищена кандидатская диссертация С. В. Заневского «Вхождение шляхты белорусско-украинских земель в состав российского дворянства: историография и источниковедение проблемы».

В 2017 г. состоялась успешная защита диссертации Е.Ф.Зданович на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Исторические взгляды Е. Е. Замысловского».

В 1990–2010-е годы активно занимается научно-исследовательской работой кандидат исторических наук, профессор Валерий Николаевич Черепица.

 http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/6.png    

Черепица Валерий Николаевич

Краткая биографическая справка

Валерий Николаевич родился 1 января 1945 г. на Брянщине. В 1970 г. закончил исторический факультет Гродненского государственного пединститута. С того же года – преподаватель кафедры истории СССР и БССР. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию в Белгосуниверситете. В 1978–1995 гг.– декан исторического факультета, одновременно в 1989–1990 г. – заведующий кафедрой истории Беларуси. С 1991 г. – профессор. С 1996 г. по 2015 г. – заведующий кафедрой истории славянских государств. Область научных исследований – история белорусско-российско-польских взаимосвязей, проблемы межконфессиональных отношений и истории православной церкви в Беларуси, историческое краеведение, военная история. Автор свыше 528 научных работ, в числе 25 монографий. Подготовил 6 кандидатов исторических наук. Награжден медалью Франциска Скорины, памятным знаком «2000 год христианству». Грамотами Национального собрания и Министерства образования Республики Беларусь.

Поражает диапазон научных исследований В.Н.Черепицы. Несколько десятков лет он изучал русско-белорусско-польские связи в общественно-политической и культурной сферах. Помимо монографии, вышедшей в Польше в 1985 г. и посвященной этой проблеме, в 1991 г. были опубликованы «Очерки из истории русско-белорусско-польских революционных и культурных связей XIX – начала ХХ вв., в 1996 г. – «Польское национальное движение в Белоруссии (последняя треть XIXвека). Факты–события–комментарии».

Русско-белорусские взаимосвязи в области культуры получили свое разностороннее освещение в таких монографиях, как «Преодоление времени: Исторические очерки и миниатюры» (1996), «Дай нам руку в непогоду: Деятели русской культуры XIX–начала XX веков и Гродненщина: Историко-документальные очерки и публицистика» (1997).

Весьма плодотворно работает В.Н. Черепица над историографическими проблемами русской истории («Михаил Осипович Коялович: История жизни и творчества», 1998). И это не случайно, так как основным курсом в его преподавательской деятельности является историография истории России до 1917 года. Благородной цели возвращения обществу и науке имен незаслуженно преданных забвению ученых посвящена его книга «Скарбніцы книжных палiц (Нарысы пра даследчыка ў гісторыі Беларусі ў канцы XIX – пачатку XX ст.)», 1994. 

http://fh.grsu.by/images/ist_kafedr_slavyn/7.png

Выставка, посвященная 70-летию В.Н. Черепицы

Первое десятилетие 2000-х годов в научном творчестве В. Н. Черепицы было ознаменовано выходом в свет нескольких монографий, посвященных истории православия. В их числе: «Очерки истории Православной церкви на Гродненщине: с древнейших времен до наших дней. В двух частях» (Гродно, 2000, 2005); «Гродненский Православный некрополь (с древнейших времен до начала XX века)» (Гродно, 2001). Он был инициатором тесного сотрудничества Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Минской духовной семинарии в Жировичах. Является членом научно-редакционного совета «Энциклопедия истории Беларуси», одним из авторов 20-томной «Православной Энциклопедии». В 2015 г. Белорусская Православная Церковь Московского Патриархата отметила труды профессора В. Н. Черепицы медалью преподобного Елисея Лавришевского и медалью святителя Кирилла Туровского за создание трудов по истории Церкви и сотрудничество с Минскими духовными школами.

Большое значение профессор В. Н. Черепица уделяет публикации архивных документов. Под его руководством и при непосредственном участии гродненские архивисты издали два сборника документов: «Гродненская губерния в законодательных актах Российской империи (1801–1913)» (2004); Гродненская область в документах и материалах (1944–1995)» (2004), увидевшие свет в канун празднования 60-летия Гродненской области.

В настоящее время научные интересы преподавателей кафедры всеобщей и славянской истории весьма разнообразны. Особое внимание уделяется современному состоянию исторической науки в Беларуси. Историографическое осмысление эпохи ВКЛ проводят Н. В. Козловская, Е.И. Мелешко. Т.Т. Кручковский исследует проблемы изучения истории Польши в российской историографии XIX в. В центре внимания И.О. Змитровича – проблемы новейшей истории южных и западных славян, политической истории России на рубеже XIX–ХХ вв. и ХХ–XXI вв., А.Г.Устюговой – история и современность стран Азии и Африки, Г. В. Васюка – западноевропейская средневековая история, конфессиональная история Речи Посполитой, история Византии, М. В. Мартен – история западноевропейской культуры. Этнокультурные процессы в западном регионе Беларуси – сфера научных интересов Н.Л.Улейчик, межконфессиональные отношения в западных губернияхРоссийской империи – сфера научных интересов В.Н. Линкевича.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Учебный процесс, внешне сохраняя давно установившиеся формы, внутри – по своему содержанию, в своих методах и приемах – постоянно видоизменяется и обновляется под влиянием общественного и научного прогресса.

В 1970-е годы по ряду учебных курсов было изменено соотношение между лекционными и практическими занятиями в пользу последних. На кафедре всеобщей истории в это время преподавалось 5 учебных дисциплин: история древнего мира, история средних веков, история нового времени, история новейшего времени, новая и новейшая история стран Азии и Африки.

Особое внимание уделялось научно-методическим разработкам и рекомендациям, касающихся планомерной организации учебной работы студентов. Среди них следует отметить «Комплексный план индивидуальной практической подготовки студентов исторического факультета» (1977 г.), «Учебно-методические планы для студентов I и II курсов» (1978 г.), «Индивидуальный комплексный план научно-исследовательской подготовки студентов на весь период обучения» (1979 г.) и другие, направленные на активизацию и совершенствования самостоятельной работы студентов.

В 1980-е годы для студентов стала практиковаться такая форма учебной работы, как проведение отдельных семинарских занятий по истории на иностранных языках. Эта практика постепенно внедрялась при изучении курса истории средних веков. При этом отдельные семинарские занятия по истории Германии проводились на немецком, по истории Франции – на французском, по истории Польши – на польском языках. Такие занятия проводились 4-5 раз в течение года, вызывали огромный интерес и стимулировали изучение иностранных языков. При проведении таких семинаров студентам помогали преподаватели кафедр иностранных языков.

В 1990-е годы методическая работа по-прежнему занимала важное место в организации учебного процесса благодаря творческому подходу преподавателей. В декабре 1993 г. было издано пособие для студентов второго курса «История России 1861–1917 гг.» (М. В. Жарский). В начале 1994 г. студенты исторических факультетов вузов Республики Беларусь и учителя истории средних и средних специальных заведений получили первое в республике учебное пособие «История России (с древнейших времен до 1917 г.» на белорусском языке. Его подготовил авторский коллектив кафедры истории славянских государств: А. А. Добриян, Л. А. Колоцей, И. П. Крень, О. Э. Проценко, Б. С. Клейн, В. В. Швед под руководством П. Н. Кобринца.

Для студентов исторических факультетов ГрГУ им. Я.Купалы и БГУ были изданы «Проблемы истории Украины (1917 ― середина 90-х гг.)»: методические рекомендации по курсу «История восточных славян» для специальности Г.05.01.00 ― «История» / Министерство образования и науки Республики Беларусь, Белорусский государственный университет, Исторический факультет, Кафедра новой и новейшей истории славянских стран / составители: Н. Л. Улейчик, Н. А. Царюк. – Минск:БГУ, 1995.

В 1998 г. были опубликованы:

Мировая история новейшего времени. Уч.пособие. В 2-х частях. – Часть 2. – Гродно: ГрГУ, 1998. (И.О. Змитрович М.В. Мартен М.Я. Колоцей);

Древнейшие цивилизации Латинской Америки: учеб. пособие по курсу «История Латинской Америки» для студ. спец. Г 0501 – История / Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы / Г.В. Васюк, Т.Т. Кручковский. – Гродно: ГрГУ, 1998.

В помощь студентам-практикантам в 1997 г. были разработаны «Методические рекомендации по педагогической практике для студентов специальности «История», «Методические рекомендации по практической подготовке студентов» (2001), «Дневник педагогической практики» (Улейчик Н. Л. и др.).

Члены кафедр всеобщей истории и истории славянских государств приняли участие в подготовке учебного пособия «Человек и общество» для слушателей отделения доуниверситетской подготовки / Гродн.гос.ун-т им.Я.Купалы, 1999.

В 2000 – 2010-е годы с целью углубления содержания преподаваемых дисциплин активизировалась работа по изданию учебно-методических материалов. Среди них:

Практикум по спецкурсу «Проблемы международных отношений (1918–1945 г.)» / Сост. Т.Т.Кручковский, Г.В.Васюк, В.А.Хилюта. – Гродно: ГрГУ, 2000;

Методические рекомендации по курсу «Новая история стран Азии» (вторая половина ХІХ – начала ХХ в.) для студентов специальности «История» / А.Г.Устюгова. – В 2-х частях. Гродно: ГрГУ, 2000, 2001;

История Древней Греции и Древнего Рима:метод. реком. / Сост. В.А.Хилюта, М.В.Мартён. – Гродно: ГрГУ, 2001;

Всемирная история новейшего времени: учеб. пособие. В 2-х частях. – Ч.2. (1945 – начало XXI в.) / А.Г.Устюгова, И.О. Змитрович М.В. Мартен. – Гродно: ГрГУ, 2002;

Новейшая история стран Европы и Америки (1917-1945): методическое пособие / Т.А.Бадюкова. – ГрГУ, 2002;

Новая история стран Европы (XVI – XVIII в.): учеб.-метод. пособие / Н.В. Козловская. – Гродно: ГрГУ, 2002;

Страны Азии и Африки в новейшее время (1918 – 1945 гг.): пособие / А.Г.Устюгова. – Гродно: ГрГУ, 2006;

История культуры советского общества: практикум / Н. Л. Улейчик. – Гродно: ГрГУ, 2007;

История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII века: пособие / О. Э. Проценко, М. Я. Колоцей. – Гродно: ГрГУ, 2008;

История южных и западных славян: пособие / И. О. Змитрович, М. Я. Колоцей. – Гродно: ГрГУ, 2008;

Межконфессиональные отношения в Беларуси (1861 – 1914 г.): пособие / В. Н. Линкевич. – Гродно: ГрГУ, 2008.

История средних веков стран Азии, Африки и Латинской Америки: пособие / Т.А.Бадюкова. – Гродно, ГрГУ им. Я.Купалы,2010;

История религии. Хрестоматия: учеб. пособие / Н.В. Козловская. – Минск: Выш. шк., 2012. (с грифом Министерства образования Республики Беларусь);

История культуры России XX века: пособие по одноименной дисциплине для студентов специальности «История (по направлениям)» / Н.Л. Улейчик ГрГУ им. Я.Купалы, 2014.

Особенности функционировавшей в начале 2000-х годов системы университетского образования (преобладание традиционных форм и методов обучения без учета современных условий модернизации образования и др.) обусловили необходимость инновационных изменений в ней.

На кафедрах всеобщей истории и истории славянских государств внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс началось с 2007/2008 учебного года. За это время был накоплен определенный опыт, который свидетельствует, что инновационные образовательные технологии позволяют перейти от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности будущего специалиста в стандартных условиях, к концепции развивающего личность образования, в которой актуальной становится проблема переноса акцента в обучении с деятельности преподавателя на деятельность студента.

С марта 2009 г. согласно плану информатизации учебного процесса началось размещение электронных учебных материалов, обязательные для обеспечения контролируемой самостоятельной работы студентов I–V курсов дневной формы обучения. Преподаватели уделили особое внимание созданию электронных копий материалов, необходимых для информационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Стало практиковаться проведение лекций с использованием электронных презентаций, DVD и видеоматериалов.

В начале каждого учебного года на образовательном портале обновляется комплект учебно-методической документации (КУМД) на текущий учебный год.

С целью обеспечения качественного методического оснащения учебно-воспитательного процесса, способствующего подготовке высококвалифицированных специалистов в области исторического образования, обладающих современными знаниями, умениями и навыками, в последние годы особое внимание уделяется разработке и сертификации электронных учебно-методических комплексов. УМК предполагает принципиально новое конструирование учебного процесса и организацию целостности системы учебно-предметной деятельности по учебным дисциплинам, что является одним из важных направлений стратегических инноваций в образовании. В рамках взаимного сотрудничества преподавателя и студента УМК является своеобразным «навигатором» в усвоении знаний, информации и приобретении практикоориентированных умений.

Успешному осуществлению учебной деятельности, обеспечению рационального распределения учебного времени по темам учебных дисциплин и совершенствованию методики проведения занятий способствовали подготовка электронных изданий:

История России и Украины (вторая половина XIX – начало XX в.): учеб.- метод. комплекс / Н.Л. Улейчик. – Гродно: ГрГУ, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/istor_rus_ua;

История средних веков стран Азии, Африки и Латинской Америки. Электронное учебное пособие / Т.А.Бадюкова, М.В.Мартен. – Гродно, ГрГУ, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/hist_asia/chast-1.htm.

В 2016 г. были сертифицированы:

История средних веков стран Азии, Африки и Латинской Америки: Электронный учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 История (по направлениям) / Бадюкова Т.А.; УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2016;

История России и Украины (вторая половина XIX–начало XX в.): электронный учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-21 03 01-01 «История (отечественная и всеобщая» / Н.Л. Улейчик; ГрГУ им. Я. Купалы. Гос. регистр информационных ресурсов. Регистр. свидетельство № 4141609949 от 19.10.2015. Министерство связи и информатизации РБ, НИРУП «Институт прикладных программных систем». – Минск, 2016.

В настоящее время системообразующими факторами инновационной образовательной деятельности кафедры всеобщей и славянской истории являются принципы единства целей и индивидуализации обучения, а также информационные средства и технологии.

 

Вход на сайт